Генпрокуратура решила радикальным способом разобраться с проблемой нарушения прав заемщиков при потребительском кредитовании. Вчера ведомство распространило заявление, в котором говорится, что по его требованию банк «Русский стандарт» принял меры к восстановлению нарушенных прав граждан в сфере потребкредитования. В самом банке официально не комментируют ситуацию, отмечая, правда, что менять свои тарифы «Русский стандарт» начал давно и без вмешательства Генпрокуратуры. Участники рынка называют «странными» действия прокуроров и опасаются того, что и в отношении других банков власти станут применять схожие меры воздействия, а в результате центр банковского надзора переместится из Центробанка в Генпрокуратуру.
«В рамках проведения проверки в Генеральную прокуратуру был приглашен председатель совета директоров банка «Русский стандарт» Рустам Тарико, которому было предложено прекратить практику нарушения прав граждан при предоставлении потребительских кредитов», -- говорится в сообщении. В результате «по требованию Генеральной прокуратуры банк «Русский стандарт» принял меры к восстановлению нарушенных прав граждан в сфере потребительского кредитования». В частности, говорится в сообщении, с 15 августа отменены ежемесячные комиссии (платы за обслуживание счета, комиссии за расчетное обслуживание) по всем предоставляемым банком кредитам, а также плата за пропуск платежей и неустойки. Кроме того, банк прекращает переуступку прав требования к гражданам в Агентство по сбору долгов, которое принадлежит «Русскому стандарту»
Прокуратура проводила проверку банка по обращению «Роспотребнадзора» и жалобам граждан на «Русский стандарт». Как известно, некоторые заемщики кредитной организации при поддержке ведомства Геннадия Онищенко давно уже объявили крестовый поход против «Русского стандарта», обвиняя его в нарушении закона «О защите прав потребителей».
«Роспотребнадзор» инициировал несколько судебных разбирательств в отношении банка, однако все они были проиграны. Зато Генпрокуратура в борьбе с «Русским стандартом» оказалась более успешной. «Мы просто пригласили руководителя банка и предложили ему отменить эти комиссии. Никаких мер прокурорского реагирования в отношении «Русского стандарта» предпринято не было», -- пояснил «Времени новостей» источник в ведомстве.
В банке не стали комментировать заявление правоохранительных органов, ссылаясь на то, что пока еще идет проверка Центробанка и «Росфинмониторинга». Тем не менее в «Русском стандарте» напоминают, что изменение тарифов почти по всем кредитным продуктам началось еще весной нынешнего года. «У нас очень много клиентов, требуется много времени перевести их всех на новые тарифы, исключающие дополнительные комиссии. Поэтому Генпрокуратура лишь ускорила отмену старых условий предоставления кредитов, но нельзя сказать, что именно это ведомство стало инициатором новых тарифов банка», -- сказали «Времени новостей» в банке. Что касается коллекторского агентства, то с чем связано предложение Генпрокуратуры прекратить передачу туда долгов, в банке не знают. Не смогли это объяснить и в самом ведомстве.
Участники рынка признают как наличие проблемы со скрытыми банковскими комиссиями, так и тот факт, что крупные розничные банки вызывают раздражение у населения. Однако собеседники газеты недоумевают, почему тарифами «Русского стандарта» теперь занимается Генпрокуратура.
Как заявил «Времени новостей» ведущий юрист фирмы «Частное право» Кирилл Чоракаев: «Прокуратура не может требовать от банков изменения процентных ставок и тарифов за услуги по кредитным договорам. Поэтому в данном случае банк лишь пошел навстречу давлению Генпрокуратуры, предпочтя исполнение ее требований длительным судебным процессам».
Опрошенные банкиры, правда на правах анонимности, называют действия Генпрокуратуры очень странными. «Это больше похоже на разговор «по понятиям», -- заявил «Времени новостей» топ-менеджер одного из крупнейших российских банков. -- Этими вопросами (правомерностью использования тех или иных комиссий. --
Ред.) должен заниматься Центробанк, а вовсе не Генпрокуратура». В ведомстве вчера заявили, что пока нет никакой официальной информации о том, планирует ли Генпрокуратура встречаться и с другими банкирами, чья деятельность также вызывает негативную реакцию заемщиков или ФАС. Однако газете сообщили, что не исключают того, что придется заняться и другими банками.
Как известно, второй по «популярности» крупный розничный финансовый институт, в адрес которого также поступают жалобы населения, -- банк «Хоум Кредит». Заявление председателя правления банка Андрея Лыкова оказалось очень лаконичным: «Мы не можем комментировать коллег. Что же касается нас, мы работаем в рамках закона и инструкций Центрального банка. В том числе с 1 июля мы раскрываем в наших кредитных договорах эффективную ставку».
Как отмечает г-н Чоракаев, проблема заключается не столько в отсутствии контроля за кредитованием со стороны государственных органов, сколько в отсутствии четких требований к банкам по уведомлению граждан о действующих процентных ставках и плате за дополнительные услуги. «Нормативные акты ЦБ не содержат однозначной и четкой обязанности банков раскрывать эффективную процентную ставку по кредитам», -- говорит он. К тому же, как известно, далеко не все банки стали выполнять требования регулятора с 1 июля сообщать эффективную ставку по кредитам, а также рассчитывать график ежемесячных платежей по ним.
«Проблема скрытых комиссий -- одна из самых острых для российского потребкредитования. И ее нужно решать, -- отмечает управляющий директор блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Александр Шерстюков. -- Другое дело, что создание негативного образа всех российских банков, которые поголовно «обманывают население», может привести к тому, что граждане вообще перестанут брать кредиты, что не слишком хорошо для экономики». Есть и другая угроза излишне рьяного отношения властей к деятельности банков. В марте этого года тогда еще глава ФСФР Олег Вьюгин призвал Банк России и судебные власти подходить к решению этой проблемы осторожно, поскольку возложение всей ответственности за невозврат кредитов на банки может быть воспринято как поощрение этих «невозвратов». Заемщики в этом случае в массовом порядке перестанут выплачивать долги, аргументируя свое поведением тем, что их целенаправленно ввели в заблуждение при подписании соглашений.
Участники рынка полагают, что решить проблемы в сфере кредитования можно будет при принятии закона о потребительском кредитовании, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы.