Российский оборонно-промышленный комплекс, несмотря на видимые успехи последних лет, особенно в сфере экспорта вооружения и военной техники, вынужден принимать постоянные упреки по поводу технологического застоя. Действительно, даже «продвинутые» оборонные предприятия многие годы пользуются старыми, советскими разработками, не привнося чего-то принципиально нового. Планеры известных во всем мире самолетов марки «МиГ» и «Су» практически не меняются уже более двадцати лет -- идет лишь совершенствование бортового оборудования и оружия. Замечательная зенитная ракетная система С-400 -- это улучшенный, хотя и очень значительно, вариант знаменитой «трехсотки», которой тоже уже два десятилетия. Не обошли критики и ОАО «Оборонительные системы», говоря о двух его продуктах --зенитно-ракетном комплексе «Печора-2М» и комплексе радиотехнической защиты (КРТЗ), уводящем в сторону от локатора противорадиолокационные ракеты. Кроме того, весь российский ОПК страдает слабым послепродажным обслуживанием и ремонтом. Иностранные заказчики часто проявляют недовольство по этому поводу, в чем не раз признавались представители госпосредника в торговле оружием -- ФГУП «Рособоронэкспорт».
В августе 2006 года компания «Оборонительные системы» создала новое подразделение -- дирекцию перспективных проектов. Для чего? С этого вопроса началась беседа военного обозревателя газеты «Время новостей» Николая ПОРОСКОВА с заместителем руководителя дирекции перспективных проектов ОАО "Оборонительные системы", профессором, доктором технических наук Игорем ЖИГАНОМ накануне открывающейся завтра крупнейшей российской выставки вооружений -- международного авиакосмического салона "МАКС-2007".- Наше подразделение создано главным образом для того, чтобы расширить продуктовый ряд. Но и имеющийся продукт «Печора-2М» -- живой организм. У него модернизируются ракета, системы передачи информации, управления положением антенны, передатчик переводится на твердотельную базу... С 2010 года на экспорт будет предлагаться уже совершенно другой комплекс. «Печору» мы планируем интегрировать в систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Есть ряд наработок по современной широкополосной CDMA системе связи, внедрение которых позволит зенитно-ракетным комплексам более мобильно выполнять боевые задачи в группировке. Но главное для нас сейчас -- организация ремонта «Печоры-2М» и ЗРС С-300.
-- Но ведь система С-300 не совсем ваша?--Да, головным предприятием- разработчиком было и остается ЦКБ «Алмаз». Однако головным заводом по ее изготовлению был Московский радиотехнический завод (МРТЗ), входящий в "Оборонительные системы". КБ этого завода (ныне КБ «Кунцево») было головным конструкторским бюро по серийному производству С-300. И все задачи создания диагностического оборудования для этой системы легли на него. Было сделано большое количество стендового оборудования для производства и разработана для войск передвижная ремонтная база (ПРБ) 48Ш6.
--
Как складываются ваши отношения с производителями С-300 в современных условиях?-- Отношения рыночные -- работаем по договорам. Цель наших совместных действий -- чтобы систему можно было ремонтировать непосредственно у заказчика. Мы благодарны концерну ПВО «Алмаз -- Антей», который поддерживает развитие этого направления.
-- Что входит в передвижную ремонтную базу?-- Это четыре больших передвижных контейнера с диагностическим оборудованием, ремонтной, механической мастерскими и складом.
--
Что дает ПРБ войскам?-- Базы принадлежат военным, значит, вышедшие из строя ячейки зенитно-ракетного комплекса не нужно посылать для ремонта на завод, убираются сложные канцелярские схемы межведомственного общения. Повышается коэффициент готовности техники. В прошлом году компания приступила к изготовлению ремонтной базы на экспорт. ЗРК совершенствуется, аппаратура меняется коренным образом. Поэтому наше руководство приняло решение перевести ПРБ на современную элементную базу, ориентированную на современные технологии производства, от которых зависит и технология ремонта. Работы еще только разворачиваются. В кооперации с другими предприятиями России разрабатывается перспективное диагностическое оборудование, которое могло бы диагностировать микросхемы, ячейки, платы, блоки, субблоки, устройство в целом. И все на единой платформе. Изюминка еще в том, что на заводах -- изготовителях микросхем уже стоят эти устройства, работая как контрольные и диагностические. Это своего рода ОТК. Мы сотрудничаем с их создателями и находим взаимопонимание.
-- Раньше за рубеж таких систем вы не поставляли?-- Нет, это будет первая поставка.
--
Эти лаборатории способны тестировать и ремонтировать перспективные зенитно-ракетные системы?-- Безусловно, способны, и ЗРС, и комплексы РЭБ, и другие радиоэлектронные системы. Диагностическое оборудование универсально, создается на принципах открытой архитектуры и является основой для унификации процессов диагностики и ремонта аппаратуры самого широкого спектра. В основе -- многолетний опыт разработки и эксплуатации таких систем.
-- Насколько я знаю, у вас есть еще одна новинка -- передвижной ремонтный центр?-- Это инициативная работа «Оборонительных систем», она расширяет возможности ремонта в подвижных средствах остальных элементов ЗРС С-300: высокочастотной и высоковольтной техники, гидравлики, механики. Не забываем и поверочное оборудование для контрольно-измерительных приборов. В перспективе эти центры также будут предлагаться к поставке за рубеж.
-- Можно ли измерить эффективность работы подобных баз и центров?-- Судите сами. Войсковой ремонт типовой ячейки с использованием передвижной ремонтной базы занимает от трех до пяти дней, а для ее заводского ремонта, например в Новосибирске, -- месяцы. Чем меньше срок восстановления техники, тем выше боеготовность.
-- Будете выставлять продукцию на Международном аэрокосмическом салоне (МАКС) в Жуковском?-- Да. Именно после такой выставки два года назад у нас появились новые заказчики.
--
А для «родной» «Печоры-2М» делаете ремонтные базы?-- Для нее, используя имеющиеся наработки, мы готовим новый ремонтный модуль. Он будет входить в состав тех ремонтных баз, которые поставлялись еще в советские времена для ЗРК С-125.
-- У комплекса радиотехнической защиты есть перспективы?-- Сейчас рассматривается вопрос о разработке на базе технических решений, использованных при создании КРТЗ для «Печоры», аналогичной аппаратуры для защиты других ЗРК от противорадиолокационных ракет. Иностранные заказчики настаивают на их поставках, понимая исключительную важность данного вопроса.
-- Новый КРТЗ будет отличаться от того, что стоит на ЗРК «Печора-2М»?-- Это совершенно новый шаг. Понятно, что существуют ЗРК и ЗРС более серьезные, чем «Печора», и, конечно, более дорогостоящие. Мы, разработчики, понимаем, что здесь могут быть использованы более эффективные способы и принципы увода ракет с использованием новых технологий. Сейчас проект технического задания находится в стадии согласования, заказчиком выступает «Рособоронэкспорт». Это будет совместная работа, поскольку интеллектуальная собственность есть и у разработчиков ЗРК, и у «Оборонительных систем». Большие надежды мы возлагаем на помощь предприятий концерна ПВО «Алмаз -- Антей».
-- Будут ли производиться КРТЗ для других комплексов?-- Да. Для обзорных станций, узлов связи. Сейчас мы работаем над отвлечением и уводом ракет с лазерным и тепловым наведением. Наша цель -- обеспечить увод от локатора ракеты всех типов, в том числе и с комплексированными системами наведения.
--
По КРТЗ вас можно считать монополистами?-- В России нет других предприятий, которые довели бы дело от разработки до успешного испытания на полигоне боевыми противорадиолокационными ракетами и серийного производства.
-- Возможно ли сделать универсальный КРТЗ, который реагирует на ракету любого типа и с боеголовкой любого типа?-- Мы над этим работаем. Тем более что сейчас идет создание комплексных боеголовок -- с включением в них тепловизоров, миллиметровых радиолокаторов.