|
|
N°7, 17 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борцы за проценты
Премьер велел тарифам не меняться
Михаил Касьянов отменил решение Федеральной энергетической комиссии о повышении с 20 января 2002 года тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 14%. По его словам, в самое ближайшее время будет принято окончательное решение о сроках индексации тарифов на услуги естественных монополий, в том числе и на услуги железнодорожного транспорта.
Премьер полагает, что в нынешнем году тарифная политика будет самой чувствительной проблемой для правительства. И чтобы инфляционные ожидания от повышения тарифов не испортили жизнь членам кабинета, г-н Касьянов всячески подчеркивает: «Процесс повышения будет контролируемый, введенный в ясное русло». Предельная планка повышения определена в 35%. Премьер торопит подчиненных: он попросил представить порядок и срок изменения тарифов на услуги монополий не к середине февраля, а уже на будущей неделе -- 24 января. По словам г-на Касьянова, повышение пройдет в два этапа: в I квартале (скорее всего в середине февраля) и затем «по необходимости», если потребуется.
Возможно, председатель правления Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой еще не слышал заявления г-на Касьянова, когда беседовал с корреспондентом Интерфакса. Именно поэтому г-н Кутовой утверждал, что с первого марта тарифы на грузовые железнодорожные внутренние и внешние перевозки будут унифицированы и увеличены ориентировочно на 25%, которые складываются из 14%, уже отмененных г-ном Касьяновым, и еще 11%, которые пока никто отменить не успел.
В любом случае тарифная политика еще долго будет оставаться предметом ожесточенной лоббистской борьбы. Впрочем, премьер остается оптимистом, надеясь, что через год или два проблема повышения тарифов перестанет быть политической, а перейдет в техническую плоскость.
Не меньше споров связано и с повышением тарифов на подержанные иномарки. Михаил Касьянов не спешит подписывать соответствующее постановление и отшучивается, говоря, что документов комиссии по защитным мерам, предписавшей повышение тарифов, еще не видел.
Вчера вечером, по словам высокопоставленного сотрудника правительства, премьер собрал у себя маленькое совещание, о котором в Белом доме вообще рассказывать никто не хотел. Стало известно, что круг был предельно узок: сам Касьянов, вице-премьер Илья Клебанов и министр экономического развития Герман Греф. То есть премьер вызвал к себе самых последовательных сторонников повышения тарифов на подержанные иномарки и, судя по всему, попросил их не спешить с подобным решением. Логика такова: этот вопрос надо обсудить на заседании правительства в разрезе всех проблем автопрома и концепции его дальнейшего развития, а не выдергивать из контекста и не принимать сейчас скоропалительные политически неоднозначные решения. Злые языки утверждают, что гг. Клебанов и Греф до сих пор недоумевают, какие силы во власти вступили в борьбу против повышения тарифов на иномарки. Ведь до вчерашнего дня казалось, что точка уже поставлена -- «за».
Хватает хлопот и с многострадальной концепцией управления госдолгом. По сведениям газеты «Время новостей», вымученный Минфином документ наконец внесен в правительство. Но, судя по всему, глава кабинета не питает особых иллюзий в отношении его качества. Как сказал один из высокопоставленных сотрудников Белого дома, «премьеру до сих пор не доводилось увидеть хорошего и достойного документа на сей счет». Однако в кабинете надеются, что концепцию к концу года должны сделать.
Это решение принято, чтобы не допустить разгона инфляции. Ведь цены на все базовые товары зависят от транспортных тарифов. А инфляция, даже по данным Госкомстата, составляет 18,6%. По нашим оценкам, процент еще выше. Тем не менее не думаю, что решение окончательное. Железнодорожное лобби достаточно сильное. В правительство приходят чиновники из МПС и говорят, что парк стареет, рельсы ржавеют. И правительство идет им навстречу, ведь для страны с такой территорией, как у России, железные дороги -- транспорт номер один.
Уверен, что можно было бы обойтись без повышения тарифов. Есть внутренние резервы по экономии издержек, сокращению персонала, отмене льгот. Совершенно необходимо сократить количество посредников, в избытке «наплодившихся» за время Аксененко. За счет этих мер можно будет получить даже больше средств, чем за счет тарифной политики. Но я практически уверен, что правительство пойдет не по этому пути, а по пути повышения тарифов. Ведь это гораздо проще. По моим прогнозам, правительство вскоре вернется к рассмотрению этого вопроса.
Александр КОРЧАГИН, начальник аналитического отдела ИК «Проспект»
Вера КУЗНЕЦОВА