Время новостей
     N°147, 17 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2007
Ограниченный контингент
Россия решила использовать ШОС для решения проблем Афганистана
Саммит Шанхайской организации сотрудничества, состоявшийся вчера в Бишкеке, явно удался. В том смысле, что к нему не было вопросов. И пресс-конференции не было. Были только заявления, сделанные каждым из шести президентов государств - членов ШОС - Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. Западные коллеги-журналисты, аккредитованные на саммите, удивлялись, обнаружив на сайтах российских информагентств цитаты президента Путина из сказанного им якобы на «итоговой пресс-конференции» в Бишкеке. По сути же Россия использовала саммит ШОС для попыток укрепить военно-политический альянс, а также выступить инициатором мирной конференции по Афганистану в рамках этого альянса. Благо президент Афганистана Хамид Карзай присутствовал на саммите в качестве наблюдателя.

Приходилось этим западным коллегам в ответ напоминать более понятного им Редьярда Киплинга с его знаменитым «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и они никогда не сойдутся». И понятие «пресс-конференция» на Востоке давно уже отличается от принятого на Западе. Между прочим, лучше всех об этом сказал вчера, выступая на расширенном заседании саммита ШОС, президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Напоминая об одном из главных пунктов повестки -- утверждении главами государств Плана действий по обеспечению международной информационной безопасности (МИБ), -- таджикский лидер объяснил, что это необходимо для упреждения угрозы «навязывания нам чуждого образа жизни». Текст этого плана стал известен журналистам только в пересказе информагентств, из которого, в частности, следует, что страны -- члены ШОС намерены оказывать друг другу «взаимную помощь в предотвращении информационных атак, реагировании на них».

Если исходить из сказанного таджикским президентом, такие «атаки» могут быть предотвращены в том числе и введением контроля над Интернетом. Так ли это, выяснить вчера в Бишкеке не представилось возможности, поскольку пресс-конференция здесь проводилась исключительно в жанре одних ответов, безо всяких вопросов. А что касается контроля над Интернетом, то эти технологии на пространстве ШОС дело обыденное, особенно в Центральной Азии.

Бишкекский саммит можно считать удавшимся и по другим причинам. Он обошелся без каких-либо скандалов. Не смог обеспечить скандал даже такой яркий персонаж, как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, находившийся на саммите в статусе наблюдателя. Не такой уж сенсацией показалось предложение иранского лидера использовать ШОС для противодействия «мировому оккупационному режиму» или навязыванию насилия со стороны «высокомерных держав». Мало кто не смог узнать в этих словосочетаниях США. А в обвинениях в адрес тех, кто «навязывает новые политические карты» на Ближнем Востоке, хорошо читается образ другого традиционного врага Тегерана -- Израиля. Как и предсказывала газета «Время новостей» во вчерашнем номере, Ахмадинежад не сказал ничего такого, что могло бы стать причиной его отлучения от клуба "шанхайцев".

Сбылись и другие прогнозы «Времени новостей». Владимир Путин действительно выступил вчера с инициативой проведения под эгидой ШОС конференции по Афганистану. Эту идею поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Кроме того, как и ожидалось, обнаружились свидетельства разных взглядов на решение водно-энергетических проблем в Центральной Азии. Особенно наглядно это выглядело в сравнительной оценке выступлений на расширенном заседании саммита президентов Таджикистана и Узбекистана Эмомали Рахмона и Ислама Каримова. Г-н Рахмон клятвенно заверил коллег, что Таджикистан «никогда и ни при каких обстоятельствах не будет проектировать гидроэнергетические объекты, наносящие урон соседям, а инсинуации на этот счет не имеют ничего общего с реальностью». Коллеги хорошо понимали, кому адресован этот рахмоновский пассаж -- сидящему рядом г-ну Каримову. Между соседними странами уже давно идет полемика относительно планов строительства плотины Рогунской ГЭС в Таджикистане. Ташкент опасается, что слишком высокая плотина даст возможность Душанбе регулировать стоки воды, орошающие узбекские долины, и тем самым в руках соседей появится политический рычаг давления на Узбекистан. Таджикское руководство горячо опровергло такие подозрения.

Выступивший следом г-н Каримов ответил соседу. В целях «разумного использования водно-энергетического комплекса» Центральной Азии, имея в виду «только трансграничные реки», подчеркнул г-н Каримов, необходимо подвергать независимому аудиту проекты строительства новых гидроэнергетических объектов, чтобы они не наносили вреда странам. Похоже, позиция Каримова нашла поддержку и у Назарбаева -- он вставил в свою речь упоминание о проблеме мелеющих Амударьи, Сырдарьи и Иртыша. Астана, в частности, имеет претензии к Пекину в связи с тем, что китайцы производят отбор стока воды из Иртыша для технологического использования на нефтяных месторождениях в Синьцзяне.

Президент Узбекистана, как всегда, жестко заговорил о проблемах соседнего Афганистана. По оценке г-на Каримова, «наблюдается тенденция дальнейшего обострения в Афганистане, растет наркопроизводство и наркотрафик». Поиск решения проблемы, говорит он, не в дальнейшей милитаризации, а в демилитаризации страны, в увеличении социальной направленности усилий. Необходимо искать консенсусное решение на путях экономического сотрудничества с Афганистаном. Трудно сказать, насколько эти оценки можно считать поддержкой путинской идеи провести конференцию ШОС по Афганистану, но то, что Каримов понимает ситуацию к югу от границ Узбекистана лучше многих, очевидно.

Разумеется, внимательно в Бишкеке слушали председателя КНР Ху Цзиньтао, главного спонсора бишкекского саммита, выделившего на его подготовку около 20 млн долл. Председатель Ху четко структурировал свое выступление, назвав основной задачей стран -- членов ШОС отстаивание своего суверенитета. Ради этого партнеры по ШОС и должны поддерживать друг друга. Кому конкретно угрожает потеря суверенитета в рядах ШОС, китайский лидер указывать не стал даже легким намеком. Говорил Ху и о готовности Китая способствовать экономическому сотрудничеству между странами ШОС в сфере транспорта, энергетики, коммуникаций. Напомнил председатель КНР о проведении в будущем году в Пекине летней Олимпиады, пообещав коллегам, что атлеты их стран будут иметь все возможности проявить свое мастерство.

Олимпийскую тему подхватил Владимир Путин. Он предложил Китаю помощь России и партнеров по ШОС в деле обеспечения безопасности Олимпиады, добавив, что потом этот опыт можно использовать и при проведении зимней Олимпиада в Сочи в 2014 году. Так в рамках ШОС появилась еще одна консенсусная тема -- олимпийская.

Любопытный разворот принимает соперничество Китая и России за экономическое влияние на Центральную Азию. В ходе встречи с президентом Курманбеком Бакиевым Путин пообещал Киргизии российские инвестиции в размере до 2 млрд долл., если Бишкек предложит достойные для этого проекты. По сведениям «Времени новостей», такими проектами могут стать планы строительства в республике крупного комплекса по производству алюминия на добываемом в Киргизии сырье и производимой там электроэнергии.

Предложения партнерам, сделанные президентом России в ходе саммита, касались прежде всего усиления силовой составляющей принимаемых в ШОС мер по противодействию терроризму и другим современным угрозам. Путин предложил проводить на территории стран -- членов ШОС ежегодные военные учения, подобные тем, что сегодня в присутствии лидеров стран организации заканчиваются под Челябинском.

Вчера же было оглашено решение о проведении саммита ШОС в 2009 году в России, в Екатеринбурге, поближе к центру Евразии. Кстати, считается, что географическим центром евразийского пространства является точка, расположенная в Нарынской области Киргизии. Саммит ШОС в будущем году пройдет в Душанбе.

Дебютантом саммитов ШОС стала Туркмения и ее президент Гурбангулы Бердымухаммедов, приглашенный в качестве гостя президента Бакиева. Преемник Туркменбаши выглядел чрезвычайно уверенным в себе, произнес рекордную по своей краткости речь, в которой поблагодарил всех, кто способствовал учреждению в Ашхабаде Центра превентивной дипломатии ООН, посидел немного в зале с журналистами, наблюдая за процедурой подписания итоговых документов саммита. А затем неожиданно поднялся со своего места, увлекая за собой всю туркменскую делегацию, включая журналистов и охранников, и покинул зал. Это было настолько заметно, что даже озадачило присутствующих.

Впрочем, поскольку и в Бишкеке туркменский президент подчеркивал нейтральный статус своей страны, этот жест мог выглядеть как особенно наглядное свидетельство нейтралитета.




На саммите в Бишкеке под эгидой глав государств удалось укрепить финансовый фундамент экономической интеграции стран -- участниц ШОС. Вчера в присутствии президента Путина и других лидеров было подписано соглашение между двумя структурами организации -- Межбанковским объединением и Деловым советом ШОС. Соглашение подписали председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев (он занимает сейчас пост председателя совета Межбанковского объединения) и председатель правления Делового совета Дмитрий Мезенцев. Как пояснили в пресс-службе Внешэкономбанка, соглашение «устанавливает формат долгосрочных партнерских отношений между двумя ведущими структурами на экономическом пространстве ШОС». В частности, предусматривается создание единой базы данных по инвестпроектам, предлагаемым к совместной реализации в рамках ШОС, обмен деловыми предложениями, сотрудничество в области подготовки кадров и др. Внешэкономбанк, председательствующий в этом году в Межбанковском объединении ШОС, в конце года передаст эти полномочия партнерам из Казахстана. И хотя ВЭБ в этом году прошел через сложную процедуру преобразования в Банк развития, председательство в Межбанковском объединении ШОС не стало формальностью -- напротив, работа созданного в 2005 году объединения серьезно активизировалась. ВЭБ провел несколько раундов рабочих консультаций с банками-партнерами на разном уровне, основное внимание уделив созданию общей базы проектов, а также выработке общих критериев для экспертизы проектов, реализуемых участниками объединения. Одним из результатов стали соглашения, которые Владимир Дмитриев подписал в Бишкеке в эти дни с партнерами -- Банком развития Казахстана и киргизской Расчетно-сберегательной компанией.

Аркадий ДУБНОВ, Бишкек