|
|
N°146, 16 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От «третьей линии» к мировому уровню
Китайский опыт реформы военно-промышленного комплекса
Завтра на полигоне Чебаркуль в Челябинской области завершаются антитеррористические учения стран Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007». Для Китая, направившего на учения 1,7 тыс. военнослужащих, это не только смотр достижений в боевой подготовке войск, но и демонстрация продукции собственного ВПК. Помимо транспортных самолетов Ил-76 и вертолетов Ми-17 российского производства из Китая в Россию прилетела и менее знакомая техника.
«Принимающие участие в учениях истребители-бомбардировщики самостоятельно разработаны и произведены в Китае, в них присутствует своя интеллектуальная собственность, они получили славное имя китайского «летающего леопарда». Новая техника китайских ВВС отечественного производства впервые вылетела за рубежи страны для участия в реальных учениях», -- с гордостью сообщила на днях главная китайская газета «Жэньминь жибао».
Речь идет о двухместном двухдвигательном истребителе-бомбардировщике «Цзяньхун-7», разработанном в середине 1980-х годов. Китай направил на учения в Чебаркуль восемь таких машин модификации "Цзяньхун-7А". Этот явно устаревший проект может удивить российских военных лишь одним -- при создании «Цзяньхун-7» китайские проектировщики не использовали советские образцы вооружений.
Впрочем, ориентация на западные аналоги также не стала залогом триумфа. «Цзяньхун-7» проектировался четверть века назад под двигатели «Спей» британской фирмы «Роллс-Ройс» -- а их производство в Китае было налажено лишь в начале нынешнего десятилетия. Китайский ВПК по-прежнему сильно отстает от мировых лидеров. Однако в Пекине будут делать все возможное для того, чтобы сократить разрыв.
Военно-промышленный комплекс КНР создавался при участии и при помощи СССР. Наряду с осуществлением общей программы экономического сотрудничества с Китаем Советский Союз в 1950-х годах участвовал в строительстве более 160 предприятий военной промышленности. С 1950 по 1963 год были дополнительно построены и пущены в эксплуатацию более 70 крупных военных предприятий. Кроме того, Китаю была предоставлена богатейшая техническая документация и направлены для оказания содействия тысячи советских военных специалистов. Это позволило Китаю заложить основы ВПК и наладить производство новейшей по тем временам военной техники.
Вместе с советским опытом развития ВПК Китай позаимствовал модель жестко централизованной отраслевой системы, обладающей избыточными производственными мощностями и изолированной от гражданского сектора экономики режимом секретности. Для китайского ВПК были характерны слабые горизонтальные связи системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с производственным сектором. Не было и необходимого взаимодействия между отраслями военного производства, что в итоге вело к застойным явлениям и невысокому качеству выпускаемой продукции. Кроме того, китайский ВПК обладал ограниченной производственной мобильностью, что препятствовало его использованию в интересах гражданского сектора экономики.
«Линия» председателя Мао
В 1950--1960-е годы во времена правления Мао Цзэдуна китайское руководство требовало вести военное строительство исходя из того, что страна стоит "на грани войны". Отставание в военно-технической области Китай стремился компенсировать многочисленностью армии, высокой мобилизационной готовностью вооруженных сил, экономики и населения. Это требовало колоссального напряжения людских, материальных и финансовых ресурсов в ущерб реализации не только социальных программ, но и модернизации самих вооруженных сил.
В те времена народнохозяйственный организм КНР был разделен на два сектора -- военный и гражданский. Военный сектор пользовался всеми преимуществами централизованного обеспечения сырьем, электроэнергией, оборудованием и квалифицированными кадрами. Он охватывал современные крупные и средние предприятия военной промышленности и обеспечивающие отрасли тяжелой индустрии. Руководство такими предприятиями находилось под централизованным контролем армии и Госсовета КНР.
Гражданский сектор производства базировался на местных материальных и трудовых ресурсах, полунатуральном сельском хозяйстве, мелкой местной промышленности. Главной его задачей было обеспечение развития производства по принципу "опоры на собственные силы" без какой-либо существенной помощи со стороны государства, но при условии обязательного отчисления государству львиной доли материальных и финансовых средств.
В 1960--1970-е годы китайское руководство полагало, что грядущая "большая" война будет вестись с применением ядерного оружия. Исходя из этой предпосылки было признано необходимым переместить и рассредоточить до 55% ВПК в Центральный и Западный Китай. Там предполагалось создать мощную производственную и исследовательскую базу, получившую наименование "третьей линии". Она была предназначена для обеспечения армии всем необходимым в случае войны и выхода из строя оборонных предприятий "первой" и "второй" линий (приморские провинции и промышленные районы, расположенные вдоль железнодорожной магистрали Пекин--Гуанчжоу). "Третья линия" охватывала 13 провинций и автономных районов Китая, находящихся к югу от Великой Китайской стены, к северу от города Шаогуань (провинция Гуандун), к западу от магистрали Пекин--Гуанчжоу и к востоку от вершины Уцяолин (провинция Ганьсу). На "третьей линии" были созданы 483 предприятия ВПК и 92 научно-исследовательские организации, где трудились 1,35 млн человек.
Идея создания "третьей линии" несла в себе рациональное начало -- предусматривалось крупное стратегическое перемещение производительных сил в интересах рассредоточения оборонных мощностей на случай войны. Однако основной период создания этой базы пришелся на годы самоизоляции Китая, "культурной революции" (1966--1976) и особо острой конфронтации с Советским Союзом. Строительство велось поспешно и без комплексной координации работ, что привело к нерациональной структуре капиталовложений, чрезмерной разобщенности заводов и исследовательских структур. Основная масса предприятий «третьей линии» была построена в отдаленных районах с неразвитыми коммуникациями, что впоследствии стало одной из сложнейших проблем китайского ВПК.
Отказ от советской модели
Исходным моментом для реформирования китайского ВПК послужила эволюция взглядов руководства КНР по проблемам войны и мира в конце 1970-х -- начале 1980-х годов. Согласно оценке Дэн Сяопина, в связи с отсутствием неизбежности возникновения новой мировой войны на рубеже XX и XXI веков Китай впервые в новейшей истории получил возможность сосредоточить усилия на модернизации экономики и одновременно, по мере ее развития, укреплять национальную оборону. Отмечалась не только зависимость военного строительства от экономического, но и обратная связь -- использование возможностей ВПК в интересах развития экономики. Дэн дал свою формулу реформирования ВПК: "Сочетание военного и гражданского, мирного и немирного, приоритет военного производства и его развитие с опорой на выпуск гражданской продукции".
С началом политики реформ в Китае стали формироваться новые взгляды на роль и место военной промышленности в экономической системе государства. Был критически проанализирован опыт развития ВПК в предыдущие десятилетия, когда отрасль строилась по образцу советской плановой системы и отличалась высокой степенью централизации. В условиях слабой китайской экономики и послевоенной разрухи эта модель сыграла положительную роль, позволив сконцентрировать усилия на ключевых объектах оборонной промышленности и в короткие сроки решить неотложные задачи по разработке и производству вооружений. Однако она уже не соответствовала условиям рыночных реформ. Кроме того, по мнению китайских аналитиков, прежняя система оказалась не в состоянии адекватно реагировать на постоянные изменения в военной стратегии, отвечая на новые повышенные требования к вооружениям и военной технике.
Анализируя опыт СССР, в эпоху Дэн Сяопина в Китае пришли к выводу, что известные всему миру успехи советской высокоцентрализованной оборонной промышленности были достигнуты слишком дорогой ценой за счет развития гражданских отраслей экономики. Похожая ситуация сложилась и в Китае. Обладая ограниченными ресурсами, страна прилагала большие усилия к созданию ядерного и термоядерного оружия, в то время как большинство гражданских отраслей отстало на многие годы. Обособленное положение ВПК препятствовало использованию имеющихся здесь передовых технологий в экономике страны. Стало ясно, что пора пересматривать соотношение экономического и оборонного строительства, коренным образом реформировать ВПК.
"Искать рис, чтобы прокормиться"
Мировой опыт реформирования ВПК состоит из двух групп мероприятий -- конверсии избыточных или технологически устаревших производственных мощностей и формировании новой структуры ВПК, отвечающей потребностям обороны в новых исторических условиях. Подобные преобразования осуществляются при активной поддержке государства, осуществляющего финансирование научных исследований, имеющих военное и общенациональное значение. В области конверсии при всем многообразии форм передачи технологий из военного сектора в гражданский и наоборот преобладающей является тенденция к использованию в обоих секторах универсальных технологий двойного назначения. Однако для стран с переходной экономикой, таких, как Россия и Китай, реформирование ВПК связано с преодолением дополнительных трудностей, связанных с переходом от централизованной отраслевой системы к структуре, отвечающей требованиям рынка в условиях сокращения оборонного заказа и бюджетного финансирования.
Китайский ВПК состоял к концу 1990-х годов более чем из 2 тыс. предприятий, на которых были заняты около 3 млн человек, и 200 НИИ, где работали 300 тыс. человек. Структура и оснащение отрасли, сложившиеся в основном в 50--60-е годы, явно не соответствовали новым военно-стратегическим условиям и проводимым в стране рыночным преобразованиям.
На первом этапе конверсии (1980--1990) пришлось преодолевать трудности, связанные с выработкой идеологии преобразований в условиях сокращения военных заказов и бюджетного финансирования ВПК. Негативную роль здесь сыграл и упрощенный взгляд на конверсию как процесс переоборудования и перестройки технологии предприятий, в то время в реальности требовались помимо финансовой поддержки фундаментальные изменения в стратегии, образе мышления, организации и культуре.
При выборе направлений производства гражданской продукции многие предприятия ВПК действовали по принципам "искать рис, чтобы прокормиться" и "голодный в пище неразборчив". Стихийность процесса привела к массовому выпуску продукции невысокого качества, перепроизводству и усилению конкуренции на рынке, что не способствовало радикальному решению проблемы.
Корпоративный уклон
В начале 90-х годов китайская конверсия вступила во второй этап. Хаос закончился, развернулись планомерные преобразования ВПК в соответствии с требованиями рынка при сохранении и развитии потенциала по выпуску военной продукции. По оценке Института экономики промышленности Академии общественных наук Китая, с 1980 по 1996 год удалось трансформировать ВПК из производителя только военной продукции в производителя как военной, так и гражданской продукции. В этот период правительство распорядилось о рассекречивании 2237 передовых научно-технических разработок оборонного комплекса для использования их в гражданском секторе. К 1996 году отрасль насчитывала свыше 600 производственных линий по выпуску товаров народного потребления, способных производить более 15 тыс. видов продукции.
Под влиянием опыта развитых стран Китай перешел от централизованной к корпоративной системе отрасли, включающей одиннадцать военно-промышленных корпораций, выпускающих как военную, так и гражданскую продукцию. Новую структуру китайского ВПК составили:
-- Корпорация ядерной промышленности Китая;
-- Корпорация по строительству объектов ядерной промышленности Китая;
-- Первая корпорация авиационной промышленности Китая;
-- Вторая корпорация авиационной промышленности Китая;
-- Северная промышленная корпорация Китая;
-- Южная промышленная корпорация Китая;
-- Корпорация судостроительной промышленности Китая;
-- Корпорация тяжелого судостроения Китая;
-- Корпорация аэрокосмической науки и техники Китая;
-- Корпорация аэрокосмической науки и промышленности Китая;
-- Корпорация электронной науки и техники Китая.
Данный процесс стал отражением характерной для экономики современного Китая тенденции к созданию крупных "современных предприятий" корпоративного типа, открытых для иностранного капитала. Согласно закону КНР «О государственной обороне» 1997 года оборонные научные исследования и производство являются прерогативой государства, осуществляющего единое руководство, планирование, регулирование и контроль в данной сфере (ст. 29--34). Соответственно в управлении деятельностью созданных корпораций сочетаются плановое и рыночное начала: разработка и производство вооружения и снаряжения для армии осуществляются на плановой основе согласно государственным военным заказам, выпуск и реализация гражданской продукции -- на коммерческой основе.
Например, Северная промышленная корпорация Китая является крупнейшим в стране объединением по производству вооружений и военной техники. Она находится под непосредственным контролем Госсовета КНР, насчитывает более 300 тыс. сотрудников, включает более 120 НИИ, производственных предприятий и торговых компаний. Корпорация осуществляет разработку и производство широкого спектра высокотехнологичных вооружений и военной техники и наряду с этим выпускает разнообразную продукцию гражданского назначения.
Атом, космос, аэробус
Ныне в китайском ВПК преобладает выпуск конверсионной гражданской продукции. В 2006 году соотношение объемов производства военной и гражданской продукции на предприятиях отрасли составило 36 к 64%. Одновременно осуществляется модернизация научно-технической и производственной базы, на предприятиях отрасли активно внедряются современные электронные системы проектирования и производства.
Ядерная промышленность КНР, выпускавшая ранее в основном военную продукцию, следует политике "использовать атом во всех сферах хозяйствования". Среди основных направлений деятельности отрасли -- строительство атомных электростанций, широкое развитие техники изотопов. К настоящему времени в отрасли завершено формирование научно-исследовательского и производственного комплекса, позволяющего проектировать и строить ядерные энергоблоки мощностью 300 тыс. кВт и 600 тыс. кВт, а в сотрудничестве с зарубежными странами (Канада, Россия, Франция, Япония) -- ядерные энергоблоки мощностью 1 млн кВт.
В космической отрасли сформирована разветвленная система научных исследований, разработки, испытаний и производства космической техники, позволяющая осуществлять запуски спутников различных типов, а также пилотируемых космических аппаратов. Для их обеспечения развернута система телеметрии и управления, включающая наземные станции на территории страны и морские суда, действующие в Мировом океане. Космическая отрасль выпускает высокотехнологичную продукцию для гражданского сектора, в частности станки с программным управлением и робототехнику.
Заимствование и частичное производственное освоение передового зарубежного опыта самолетостроения позволили КНР занять прочное место на внешнем рынке в качестве поставщика запчастей и узлов самолетов в большинство развитых стран. К примеру, Первая корпорация авиационной промышленности Китая в 2004 году заключила соглашение с компанией «Эрбас» об участии в производстве запчастей для крупнейшего в мире самолета А380. Сотрудничество успешно развивается и к 2010 году годовой объем закупки авиационных запчастей китайского производства может достичь 120 млн долларов.
На ближайшую перспективу в Китае ставится задача создать собственную исследовательскую и экспериментальную базу по созданию современной авиационной техники. Первый шаг в этом направлении -- создание пассажирского самолета собственной разработки для местных линий, летные испытания которого намечены на 2008 год. Кроме того, планом 11-й пятилетки (2006--2010) предусматривается создание самолета двойного назначения грузоподъемностью 100 т (в гражданском варианте это машина на 200 пассажирских мест).
Конверсия военной электронной промышленности позволила создать мощный производственный потенциал по выпуску электронной продукции широкого потребления -- персональных компьютеров, цветных телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, фотоаппаратов. Налажен выпуск электронной продукции для модернизации традиционных отраслей экономики -- информационных, контрольных и вспомогательных систем, офисного оборудования. Для сельского хозяйства поставляются радиолокационные станции наблюдения за состоянием атмосферы, оборудование автоматизированных систем предупреждения о наводнениях и лесных пожарах. Для Народного банка Китая была создана спутниковая система, позволяющая повысить оперативность работы и улучшить контроль за денежными потоками в масштабе страны. По масштабам производства продукции электроники и информатики Китай вышел на третье место в мире.
В промышленности вооружений Китая создано более ста совместных предприятий с иностранным капиталом при общем объеме иностранных инвестиций свыше 1 млрд долл., сформирована производственная структура для выпуска в качестве основной продукции грузовых автомобилей, микроавтобусов и мотоциклов. Кроме того, налажено производство биноклей, лазерных медицинских инструментов и лечебных приборов, инфракрасной техники. Особую группу конверсионной продукции составляют взрывное снаряжение и взрывчатые вещества, используемые при проведении строительных работ.
В ходе конверсии судостроительной промышленности были осуществлены закупки за рубежом современного комплектного оборудования и проведена техническая реконструкция крупнейших судостроительных заводов в Цзяннане, Пудуне, Даляне и др. Это позволило существенно повысить производственные мощности отрасли и ее конкурентоспособность на внешнем рынке. По экспорту судов Китай к 1997 году переместился с 16-го на 5-е место в мире, а в последние годы прочно занимает 3-е место в мире. Доля Китая на мировом рынке в данной области превысила 15%.
Китай занимает передовые позиции в области исследований и применения нанотехнологий, которые, как ожидается, должны в ближайшей перспективе привести к революции в компьютерной, оптической, биологической сферах и в производстве новых материалов. Восемь НИИ и вузов Китая вошли в число 50 крупнейших мировых научно-исследовательских учреждений, занимающихся исследованиями и разработкой нанотехнологий.
Инновации против отставания
Реформирование китайского ВПК по заветам Дэн Сяопина продолжается и в наши дни. Нынешний китайский партийно-государственный лидер Ху Цзиньтао, являющийся одновременно председателем государственного Центрального военного совета и председателем Военного совета ЦК Компартии Китая заявил: «В военно-технической области Китай стремится к созданию инновационной системы науки и технологий, интегрирующей военные и гражданские научно-технологические ресурсы, включая фундаментальные научные исследования, НИОКР, проектирование и производство военной и гражданской продукции с конечной целью создания эффективной структуры, позволяющей свободно использовать высокие технологии военного и гражданского назначения в интересах как оборонного, так и гражданского сектора».
Ныне Китай реализует программы производства вооружений и военной техники во всех секторах ВПК. Однако многие программы зависят от поставок из-за рубежа важнейших компонентов. В частности, поступивший на вооружение китайских ВВС в 2006 году новый истребитель третьего поколения «Цзянь-10» оснащен двигателями АЛ-31 российского производства. При создании эскадренного миноносца управляемого ракетного огня типа «Люйхай» (это лучший боевой корабль, построенный в Китае) использованы российские технологии, применявшиеся для строительства эскадренных миноносцев типа «Современный», а также двигатели украинского производства.
В производстве военной продукции китайский ВПК продолжает испытывать серьезные трудности, унаследованные от прежней централизованной системы. Это избыток обслуживающего персонала, распыление НИОКР, нехватка высококвалифицированных специалистов, сохраняющиеся издержки бюрократизированной системы управления, провал попыток создания внутри ВПК конкурентной среды, способствующей повышению качества выпускаемой продукции. Технологическая отсталость наиболее заметна в таких отраслях, как аэронавтика, двигатели, компьютерная техника, датчики и сенсорные устройства, новые материалы, интеграция различных систем, входящих в тот или иной комплекс вооружения. Эти проблемы можно решить лишь путем налаживания более тесных связей между оборонными и активно развивающимися коммерческими предприятиями в сфере высоких технологий, развития военно-технического и научно-технического сотрудничества с внешним миром.
ВПК Китая накапливает научно-технический и производственный потенциал по выпуску современных высокотехнологичных вооружений. Однако избранная догоняющая модель развития позволяет лишь сократить, но не ликвидировать отставание. Решение этой стратегически важной задачи станет возможным только при условии разработки и производственного освоения в Китае собственных нововведений, отвечающих мировому уровню.
Этому будет способствовать реализация взятого в 2002 году курса на формирование собственной инновационной индустрии высоких технологий. Первым шагом в этом направлении стало принятие государственного закона "Об инновационной политике КНР". Он предусматривает законодательное и финансовое обеспечение программы, в соответствии с которой к 2010 году в Китае должна быть создана собственная инновационная система, к 2020 году -- обеспечен выход Китая на мировой уровень по одиннадцати основополагающим направлениям научно-технического прогресса, а к середине XXI века -- заложены основы экономики знаний.
Намеченная программа представляется вполне реалистичной, поскольку Китай сегодня является одной из немногих стран мира, обладающих целостной научно-технической системой. В эту систему входят в гражданском секторе академическая наука, отраслевые НИИ и вузовская наука; в военном секторе -- военные академии и училища, в том числе военно-инженерного профиля, НИИ и лаборатории в составе корпораций ВПК. Помимо этого в Китае создана развитая система подготовки научно-технических кадров двойного профиля. В научно-технической сфере КНР непосредственно исследованиями и разработками заняты 1,09 млн человек, по этому показателю Китай занимает второе место в мире.
Создание при мощной государственной поддержке инновационной индустрии высоких технологий позволит Китаю к 2020 году осуществить идею создания единой системы, интегрирующей военные и гражданские научно-технологические ресурсы. Это создаст условия для модернизации китайского ВПК в соответствии с требованиями XXI века и существенного сокращения отставания Китая от развитых в военном отношении стран.
Павел КАМЕННОВ, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН