Время новостей
     N°137, 02 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2000
Авиакомпания оказалась "каналом контрабанды"
Контрразведчики посадили самолеты «Ист Лайн»
У Федеральной службы безопасности (ФСБ) появились основания подозревать, что под прикрытием авиакомпании «Ист Лайн» действовал «устойчивый канал контрабандной поставки товаров народного потребления, непосредственно организованный рядом сотрудников» одноименной группы компаний. Об этом говорится в сообщении центра общественных связей ФСБ, распространенном в пятницу. Группа компаний «Ист Лайн» со своей стороны подозревает, что контрразведчики «трясут» ее по заказу конкурентов.

19 сентября сотрудники ФСБ и таможни нанесли визит в московские офисы «Ист Лайн», чтобы разобраться с историей, произошедшей в мае этого года в Когалыме (Тюменская область). Там на борту самолета, арендованного «Ист Лайн», обнаружилось 20 т незарегистрированного товара. Таможенники сочли этот груз контрабандой, а руководство авиакомпании -- результатом оплошности грузчиков в Китае, откуда самолет летел.

Поработав в офисах «Ист Лайн», контрразведчики стали склоняться к мысли, что версия таможни более правдоподобна, чем версия авиаторов. ЦОС ФСБ указала на следующие факты, говорящие в пользу такого умозаключения. «На территории ЗАО "Домодедово Терминал", входящего в группу компаний "Ист Лайн", вне таможенной зоны склада временного хранения были обнаружены и задержаны три большегрузных автопоезда с промышленными товарами, доставленными "Ист Лайн" из КНР, Индии и Турции и незаконно выпущенными в свободное обращение». А в Новосибирске и Нижнем Новгороде были задержаны два самолета авиакомпании, следовавшие в Москву из Китая. По данным ФСБ, эти самолеты получили от руководства «Ист Лайн» приказ вернуться в Китай, но вынуждены были сесть для дозаправки. При досмотре на одном из них обнаружилось 18 т, а на другом -- 11 т «лишнего» груза. «Экипажи после приземления покинули воздушные суда и скрылись», -- говорится в сообщении ЦОС ФСБ.

Пресс-служба «Ист Лайн» в тот же день распространила свою версию ситуации. Она сообщила, что задержанные самолеты возвращались в Китай по требованию клиентов-грузоотправителей, которых напугали «мероприятия, направленные на дискредитацию и дезорганизацию деятельности компании». По сведениям «Ист Лайн», местные таможни не имели претензий к документам этих самолетов, но возбудили уголовные дела под давлением ФСБ. Пилоты не «скрылись», а просто уехали домой, так как первые семь дней задержания самолетов речи об уголовном деле не было.

Относительно трех грузовиков, обнаруженных в Домодедово, «Ист Лайн» отмечает: «Данные транспортные средства находились ... в стадии таможенного оформления, которое не было завершено. В такой ситуации, до момента уплаты таможенных платежей и декларирования грузов, все обвинения в нарушении таможенного законодательства и причинении материального ущерба государству неправомочны и абсурдны».

В результате действий силовых структур, говорится в заявлении компании, деятельность "Ист Лайн" блокирована. Не выполняются обязательства перед клиентами, убытки от каждого дня простоя исчисляются сотнями тысяч долларов.

Генеральный директор авиакомпании «Ист Лайн» Амиран Куртанидзе 26 сентября обратился в Государственную службу гражданской авиации и в три крупные отраслевые ассоциации с просьбой помочь в защите репутации и интересов своей компании. В письмах, которые Куртанидзе направил по этому поводу, происходящее названо «экономической диверсией, инспирированной недобросовестными конкурентами авиакомпании с целью силового передела рынка». Гендиректор не назвал этих «недобросовестных конкурентов» поименно. Но в частном порядке сотрудники «Ист Лайн» дают понять, что грешат на Гюльназ Сотникову, главу группы компаний «Вертекс», которая имеет обширные интересы в сфере китайско-российских грузовых авиаперевозок.

Михаил КУКУШКИН