|
|
N°7, 17 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Советы посторонних
Сенаторы подсказывают правительству, как лучше исполнять бюджет
Окончательно обновленный Совет Федерации начал работу с бюджетных рекомендаций правительству. Бюджет-2002, дружно одобренный сенаторами в последние дни старого года, при повторном прочтении в первые дни нового года, очевидно, показался им не столь удачным.
Помимо замечаний общего характера («зависимости параметров бюджета от внешних факторов», «высокой долговой нагрузки на бюджет», «остаточного принципа финансирования непроцентных расходов», «недостаточного финансирования военной, социальной и судебной реформ», «незначительной инвестиционной составляющей бюджета») -- недостатков, которые кабинет не в состоянии исправить, даже полностью переписав финансовый план, верхняя палата указала на менее глобальные бюджетные «ошибки» и предложила собственные способы их исправления.
Главное недовольство вызывает несправедливое распределение налоговых доходов между центром и регионами. Если в 2000 году в федеральный бюджет уходило 56,5% налогов, то в 2002 году прогнозируется, что 62% налоговых денег попадет в госказну. При этом, отмечается в постановлении, расходные полномочия субъектов федерации не только не уменьшились, а наоборот. В текущем году предполагается повысить зарплату бюджетникам. Выделенной же на эти цели финансовой поддержки регионов из федерального бюджета, по мнению сенаторов, явно недостаточно. В связи с этим они предложили правительству учитывать при формировании сводной бюджетной росписи на 2002 год финансирование расходов региональных бюджетов на повышение зарплаты бюджетникам. А по итогам девяти месяцев 2002 года соответствующим образом скорректировать бюджет. Если правительство откажется явочным порядком увеличить помощь регионам, то большинство из них, уверены сенаторы, не сможет провести обещанное повышение зарплат, и, как следствие, накалится социальная обстановка.
Помимо увеличения целевых ассигнований на выплату повышенных зарплат бюджетникам сенаторы требуют выделить дополнительные средства деньги на содержание передаваемых центром регионам объектов социально-культурной сферы, профинансировать из федерального бюджета весенние сельхозработы, добавить денег на обеспечение районов Крайнего Севера топливом и едой и т.д. и т.п. Кроме того, правительству предложено полностью отдать региональным бюджетам земельный налог и арендную плату на землю. Закон на эту тему так же, как и связанные с дополнительным финансированием регионов поправки в бюджет, сенаторы готовы написать сами.
Сомнительно, что и эти предложения найдут отклик в правительстве. Во время обсуждения проекта бюджета в верхней палате замминистра финансов Татьяна Голикова заявляла, что предусмотренных правительством компенсационных выплат регионам в размере 13,7 млрд рублей вкупе с резервом 3 млрд рублей (он будет распределен между регионами по итогам I квартала) и правом субъектов самим индексировать земельный налог вполне достаточно, чтобы справиться с выплатой повышенной зарплаты. Прочие советы сенаторов тоже едва ли окажутся востребованными. Замечание же о возможностях значительного повышения доходной части бюджета ничего, кроме привычного раздражения, вызвать не может. О таких скрытых источниках, как «уточнение налогооблагаемой базы, увеличение таможенных поступлений, а также доходов за счет более эффективного управления госсобственностью», кабинет ежегодно слышит от думцев.
Но хотя постановление Совета Федерации явно не станет для правительства руководством к действию, в Белом доме скорее всего отнесутся к этой бумаге с пониманием, как к проявлению коллективного лоббизма. А куда лучше читать документы, не обязательные к исполнению, чем отбиваться от настырных губернаторов. Учитывая, что теперь уже все региональные начальники изолированы в своих регионах и в Москве появляться будут реже, а большинство новых сенаторов пока не столь опытны и куда менее тяжеловесны, в правительстве, и особенно в Минфине, смогут перевести дух. Пока новоиспеченные сенаторы будут оттачивать свое личное лоббистское мастерство.
Наталья ОЛЕНИЧ