Сегодня утром, как ожидается, ремонтные бригады завершат восстановительные работы на участке Октябрьской железной дороги в районе города Малая Вишера (Новгородская область), где вечером в понедельник произошло крушение пассажирского поезда №166
«Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Петербург. В результате аварии, согласно окончательным официальным данным, пострадали 62 человека, из которых вчера к вечеру в больницах оставались 16. Состояние трех из них врачи оценивали как тяжелое. Прокуратура между тем почти сразу расценила произошедшее как теракт (ст.205 УК РФ) -- все находившиеся в поезде люди слышали звук взрыва, а на железнодорожном полотне была обнаружена воронка и остатки взрывного устройства.
Кто может стоять за этим терактом, пока неясно. Политики всех уровней выдвигали самые разные гипотезы. Следователи о версиях вообще не говорили, больше сосредоточившись на поисках по «горячим следам» конкретных подрывников. По неофициальной же информации, спецслужбы начали отрабатывать все возможные версии подрыва поезда -- вылазка чеченских сепаратистов, акция какой-либо другой экстремистской группировки и даже сугубо уголовный терроризм с целью грабежа.
Так или иначе, но сам факт ЧП под Малой Вишерой стал самым серьезным после августа-сентября 2004 года событием, продемонстрировавшим, что угроза профессионального и масштабного террора для России, несмотря на «затишье» последних почти двух лет, остается реальной. И то, что в данном случае обошлось без многочисленных человеческих жертв (именно поэтому ЧП под Малой Вишерой официально классифицируется именно как авария, а не катастрофа), никакой роли не играет -- почти все специалисты уже вчера однозначно признали, что в данном случае произошло просто чудо. Поскольку сам теракт, как показал предварительный осмотр места происшествия, был подготовлен очень тщательно и продуманно и рассчитан именно на крупномасштабную катастрофу -- бомба была заложена под железнодорожное полотно за 30 метров до моста через речку (Черная речка). То есть террористы целенаправленно планировали, чтобы сошедшие с рельсов вагоны рухнули с моста, что по определению вызвало бы массовые жертвы. Спасло пассажиров «166-го скорого» лишь то, что преступники, видимо, просто перестарались. Если бы это был обычный поезд, которые следуют со скоростью примерно 70--120 км/ч, то, полагают специалисты, он бы рухнул в реку. Однако именно из-за того, что это был «Невский экспресс», который большую часть пути проходит со скоростью 180--190 км/ч, многотонный состав благодаря огромной инерции, сойдя с рельсов, просто пролетел опасный участок над рекой, а потом вагоны лишь завалились на бок.
О ЧП под Малой Вишерой сразу же было доложено
Владимиру Путину, который в понедельник вместе с князем Монако Альбером Вторым находился в Туве. Вчера утром президент, по сообщению его пресс-службы, по телефону связался с главой ФСБ Николаем Патрушевым, поручив постоянно держать его в курсе расследования. Сам г-н Патрушев в свою очередь вчера же провел очередное заседание Национального антитеррористического комитета (НАК), который он возглавляет. Заседание это, по официальной информации, было запланировано на 14 августа давно, но крушение поезда на нем, понятно, обсуждалось в первую очередь. Характерно, что изначально члены НАК в этот день планировали обсудить вопросы обеспечения противодиверсионной и антитеррористической защиты в преддверии парламентских и президентских выборов. Получилось, что в свете событий в Новгородской области этот вопрос стал еще актуальнее.
В этой связи некоторые политики уже вчера заявили о необходимости ужесточения мер безопасности, связав крушение поезда с предстоящими выборами, при этом не считая версию «чеченского следа» приоритетной. "Безусловно, риски подобных терактов будут возрастать в преддверии выборов в Госдуму и выборов президента. Есть огромное количество людей, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации в России, -- сказал в интервью информагентствам глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин. -- Необходимо забыть про то, что у людей, которые покушаются на жизнь пассажиров поездов, есть совесть. С ними надо работать исключительно жесткими методами". Другой сенатор -- генерал Валерий Федоров -- в свою очередь отметил: «Вне всякого сомнения, теракт с поездом Москва--Петербург связан с предстоящей выборной кампанией. Не случайно теракт произошел в преддверии выхода указа главы государства о выборах. Это тщательно спланированная акция, и речь не идет о том, что за ней стоит какой-то одиночка. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и версию, связанную с "кавказским следом". Член Совета Федерации Иса Костоев, представляющий в верхней палате исполнительную власть Ингушетии, предположил, что за терактом стоит одна из националистических группировок, которая таким образом решила заявить о себе. Версию «кавказского следа» он при этом посчитал маловероятной: «Об этом можно говорить лишь теоретически и вряд ли следует рассматривать эту версию как приоритетную".
Кроме того, Владимир Путин вчера заслушал доклады министра транспорта Игоря Левитина и главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, которые, прервав командировки, уже утром в понедельник прибыли на место ЧП. Также туда выехал замгенпрокурора Александр Бастрыкин.
По данным Октябрьской железной дороги, авария поезда №166 «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Петербург, произошла 21.38 на 179-м км перегона Бурга--Малая Вишера в результате взрыва заложенной под полотно самодельной бомбы. В составе находилось 12 вагонов, управлял локомотивом машинист Федотов. В поезде находились 231 пассажир и 20 членов поездной бригады. После взрыва поезд по инерции проехал еще около полукилометра. Локомотив и первые четыре вагона от взрыва расцепились с основным составом и устояли. Следующие три -- с 5-го по 7-й -- перевернулись, остальные пять вагонов также устояли.
По словам очевидцев, до прибытия на Московский вокзал оставалось всего 1,5 часа -- в поезде горел свет, спали только дети. Взрослые читали, смотрели телевизор. Момент взрыва все пострадавшие описывают одинаково - как внезапный хлопок. Правда, о том, что под поездом взорвалась бомба, в первые секунды не подумал никто. Большинство были уверены, что кто-то сорвал стоп-кран.
По словам одного из пассажиров 6-го вагона, сначала состав тряхнуло, погас свет, с полок полетели вещи, люди начали падать на пол, затем послышался скрежет тормозов и вагон начал крениться, а затем и вовсе перевернулся. «Кто-то закричал. Женщина рядом со мной оказалась придавлена своей сумкой, которую держала на коленях, -- рассказал один из пассажиров, отметив, что, тем не менее, паники в вагоне не было. - Я помог соседке освободится, и мы через разбитое окно выбрались на крышу вагона. Хотелось побыстрее спуститься оттуда. Боялись, что прогремит еще один взрыв. Вокруг все было затянуто белым дымом. А боли никакой я не чувствовал». Как установили позже врачи, этот мужчина получил сильный ушиб грудной клетки.
Как рассказал очевидец из хвостового вагона (они сошли с рельсов, но устояли и лишь накренились), больше всего пострадал вагон-ресторан и те, кто в нем находились. Вместе с мужчинами, не получившими травм, проводники выбивали стекла, выводили наружу женщин, выносили детей, которые находились в шоковом состоянии. Раненых относили в овраг. Остальные стояли возле своих вагонов. «Набралось человек сто. Пассажиры по мобильным телефонам связывались со службами спасения и родственниками, а также давали позвонить тем, кто в суматохе потерял или разбил свои средства связи», -- поделилась впечатлениями одна из пострадавших. По словам девушки, первыми на месте взрыва появились жители ближайшей деревни. Они тоже приняли участие в спасении пострадавших пассажиров. Затем некоторые из сельчан ушли и вернулись уже на собственных автомобилях, на которых отвозили раненых до райцентра в Малые Вишеры.
Некоторые пассажиры прошли назад до места, где началось крушение, над которым стоял едкий дым, увидели воронку и разорванные рельсы. «Тогда мы поняли, что это был теракт. Очень испугались, как бы по нам не начали стрелять из леса, и побежали обратно к вагонам».
Машины скорой помощи и спасатели МЧС начали работу на месте происшествия спустя 40 минут после аварии. Чуть позже стали прибывать бойцы ОМОНа и милиционеры Маловишерского РОВД, которые оцепили место происшествия и попытались установить порядок. С этого момента ни потерпевшие из числа пассажиров поезда, ни любопытные к эпицентру взрыва уже подойти не могли. К составу пропускали лишь прибывающих сотрудников силовых структур - в общей сложности разбираться в инциденте к Черной речке съехались более 200 следователей и экспертов.
В первые часы данные о пострадавших разнились. По информации РЖД, за помощью к медикам обратились 62 человека. Сами врачи говорили, что в больницу Малых Вишер доставили 30 пассажиров. Ночью часть из них, по словам медиков райбольницы, забрали родственники. Четверо тяжелораненых - двух женщин с травмой позвоночника и переломом ребра и двух мужчин с травмой позвоночника и переломом бедра - отправили на реанимобилях в Петербург в клиническую больницу Октябрьской железной дороги.
По данным медиков, помощь была оказана 14 мужчинам, девяти женщинам и 12-летней девочке, получившей сотрясение мозга. Из них 11 жителей Москвы и Московской области, 12 жителей Петербурга и Ленинградской области, один мужчина из Уфы и жительница Самары. Все пострадавшие получили множественные ссадины и ушибы, порезы осколками, у некоторых -- переломы.
Многие из пассажиров, кто не получил серьезных травм, попытались самостоятельно добраться до Петербурга - кто-то на трассе ловил попутки, другие дождались родственников. Одними из первых к месту ЧП подъехали таксисты из Малой Вишеры. Воспользовавшись ситуацией, они подняли цены в несколько раз, запрашивая за дорогу в 15 км от 1000 до 3,5 тыс рублей.
Из Малой Вишеры в 2 часа ночи пассажиров, которым не требовалась госпитализация, пересадили в электропоезд. На Московском вокзале все уже было организованно для встречи пострадавших. Милиционеры опрашивали пассажиров и оформляли заявления о пропавших вещах. Раненых встречали 13 бригад врачей, был развернут медпункт, оказана первая помощь.
Как выяснили эксперты, самодельная бомба мощностью, по предварительным оценкам, 3-5 кг тротила, была заложена в 30 метрах от моста через небольшую речку Черная. Сработала она под второй секцией локомотива, который в этот момент двигался со скоростью в 180 км/ч.
После осмотра места, где была заложена бомба, эксперты предположили, что, скорее всего, в ней был использован тротил. Кусок рельса длинной примерно в метр вырвало с очень характерной линией разлома, известной специалистам по подрыву, а шпалу из железобетона раскрошило в порошок, так что от нее осталась только арматура. В насыпи образовалась воронка диаметром метра 1,5 и глубиной 0,7 м. По всей видимости, по мнению экспертов, бомбу не закапывали в грунт, а просто прикрепили к рельсу. Кроме того, как отметили оперативники, достать тротил в Новгородской области при желании не проблема - в местах боев до сих пор «черные копатели» его находят в достаточном количестве.
Что касается способа подрыва бомбы, то на этот счет информация вчера поступала противоречивая. Сначала сообщалось, что от железнодорожного полотна под откос тянулись провода длиной около 5 м. Кстати провод использован был телефонный, точно такой же, как и в случае подрыва 12 июня 2005 года поезда Грозный-Москва в Озерецком районе Московской области. Однако позже замгенпрокурора Александр Бастрыкин заявил, что устройство было контактного типа. То есть сработало в момент, когда локомотив наехал на него.
С ночи понедельника на месте на месте происшествия работали следственно-оперативные группы Северо-Западной транспортной прокуратуры, управления Генпрокуратуры в Северо-Западном федеральном округе, собственно Генпрокуратуры, группы ФСБ, МВД и МЧС.
Официально представители спецслужб вчера ход расследования не комментировали. Неофициально же они отметили, что теракт, судя по всему, был тщательно спланирован. Бомбу заложили на железнодорожные пути, как предполагалось, за несколько минут до проезда поезда. Буквально за полчаса перед этим, по словам местных милиционеров, здесь проходил другой поезд. Кроме того, по словам источника, место, подобранное для закладки взрывчатки, было выбрано так, чтобы направить поезд с откоса. Глубина оврага в этом месте достигает 25 метров. Если бы это удалось, то в результате падения вагонов друг на друга жертв избежать уже не удалось. Как считают следователи, скрылись террористы на машине - в полукилометре от места взрыва проходит шоссе.
Как заявил вчера замначальника департамента МВД по обеспечению безопасности на транспорте Георгий Фоменко, «уже установлен круг лиц, которые видели сомнительных граждан, и сейчас создается идентификационный портрет, с помощью которого будет проводиться розыск». По разным данным, преступников могло быть от одного до трех.
По поводу версий представители прокуратуры лишь отметили, что рассматриваются все возможные: «Вполне возможно, что террористический акт мог быть направлен конкретно против кого-то из пассажиров, следующих в этом поезде, в то же время рассматриваются версии о причастности к террористическому акту праворадикальных организаций». Именно эта версия вчера упоминалась чаще всего. Более того, некоторые источники информагентств в спецслужбах отметили, что этот теракт как-то может быть связан с подрывом поезда Грозный-Москва, совершенном 12 июня 2005 года в Подмосковье, как и с покушением на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса 17 марта того же года. Правда, что именно эти преступления может объединять, кроме использования взрывчатки, пока непонятно. Если в подрыве поезда из Грозного и покушении на г-на Чубайса экстремистские и националистические мотивы усмотреть можно, то причем тут поезд сообщения «Москва-Петербург» -- полная загадка. Ведь этим поездом пользуются в первую очередь жители обеих столиц. Впрочем, не исключено, что версия о связи это теракта с другими громкими терактами объясняется просто тем, что полковник Квачков, который, по версии следствия, организовал нападение на г-на Чубайса, некоторое время в СИЗО сидел в одной камере с обвиняемыми по подрыву "грозненского" поезда, который, в свою очередь, по "стилю" оказался очень схож с последним взрывом.
Что касается «кавказского следа», то, по словам оперативников, она не стоит в числе лидирующих. Объяснено это было лишь тем, что, по предварительной информации, при составления фоторобота не было указано, что подозреваемые похожи на выходцев с Кавказа.
Восстановительные работы на месте аварии начались вчера около 1.30 и продолжались до позднего вечера. Взрывом повредило оба пути -- четный и нечетный. В результате подрыва по оценкам экспертов было повреждено 800 м путей, в том числе на протяжении 250 м они были полностью уничтожены. «Путей просто нет. Слава Богу, что шпалы были не деревянные, иначе бы вагоны просто унесло и количество пострадавших было бы больше. А так бетон и щебень затормозили движение», -- отметил вчера начальник МЧС по Hовгородской области Александр Колупаев. На место ЧП были направлены 8 восстановительных спецпоездов. Всего в ремонтных работах было задействовано около 300 человек.
Движение между Москвой и Петербургом было парализовано почти на 18 часов. Чтобы не допустить простоя поездов, оперативный штаб РЖД принял решение отправлять составы в обход. Это увеличило дорогу более чем на 300 км. Пассажирские поезда из Москвы в Петербург и обратно следовали главным образом через Дно, Бологое, Ярославль и Череповец. Как сообщили в пресс-службе РЖД, на некоторых из этих участках дороги отсутствует электрическая тяга, поэтому к составам прицепили тепловозы. Несколько составов направили через Великие Луки, Ржев и Шаховскую.
Техническое движение по одному из разрушенных путей было восстановлено в 15.50 -- прошла первая пробная электричка, которую встречали министр транспорта Игорь Левитин и президент ОАО РЖД Владимир Якунин, после чего на малой скорости стали пускать поезда в одном направлении.
Полное восстановление движения по обеим путям железнодорожники планировали наладить лишь к вечеру среды. «Сначала движение поездов будет осуществляться с задержкой в 3 часа, а затем войдет в график», -- пообещали вчера в руководстве Октябрьской железной дороги.
Вчера весь день у касс возврата билетов выстраивались огромные очереди. В билетно-кассовом центре Московского вокзала Петербурга было открыто несколько дополнительных касс. Точное число возвращенных билетов пока неизвестно. Однако очередной «Невский экспресс» ушел из Москвы в Петербурга вчера с 199 свободными местами -- за 2 часа до отправления отказались от поездки на нем и сдали билеты 55 человек.
Работали сотрудники правоохранительных органов во вторник не только на месте происшествия, но и вокзалах. Начиная с 4 утра по отделениям ОЖД были разосланы телеграммы об усилении мер безопасности на Октябрьской дороге. Как сообщили в пресс-службе Северо-Западного УВДТ, выделены дополнительные силы из числа транспортной милиции, введен в действие план «Тайфун-1». Были усилены меры безопасности и на Московском вокзале, где скопилось огромное число пассажиров. Сотрудники милиции проверяли большие сумки пассажиров. Проводникам, работникам вагонов-ресторанов напомнили о запрете в обход установленных правил принимать от неизвестных посылки.
Вчера же стало известно, что руководство Октябрьской железной дороги намерено представить бригаду аварийного поезда N166 к правительственным наградам за умелые действия по спасению пассажиров. Об этом заявил президент РЖД Владимир Якунин, который отметил, что избежать более серьезных последствий крушения помогли прежде всего действия машинистов, которые «не потеряли самообладания, когда произошел взрыв и осколком прошило пол и крышу кабины».
Крупнейшие теракты на железнодорожном транспорте25 июля 1996 года в Волгограде мощным взрывом был разрушен хвостовой вагон пассажирского поезда №606, прибывшего из Астрахани. Взрывное устройство сработало уже после того, как люди покинули поезд. После этого сотрудники милиции стали тщательно досматривать поезда, и 1 августа в пассажирском поезде Астрахань--Волгоград было обезврежена самодельная бомба мощностью около 1,2 кг тротила.
12 августа 1996 года взрыв прогремел в вагоне того же поезда №606 Астрахань--Волгоград, находившегося в пути с пассажирами. Один человек погиб, восемь было ранено.
15 октября 1996 года на перегоне Угловка--Окуловка Октябрьской железной дороги преступники разобрали часть рельсового полотна. Крушение пассажирского поезда «Аврора», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, было предотвращено благодаря системе автоблокировки, которая после повреждения полотна привела к включению красного сигнала семафора. В итоге с рельсов сошел только электровоз. Никто из более чем 500 пассажиров не пострадал. По подозрению в этом преступлении были задержаны четверо жителей деревни Окуловка, которые признались, что раскрутили гайки соединительных стыков и развели рельсы в разные стороны, чтобы пустить поезд под откос, а потом ограбить пассажиров. Суд приговорил их к срокам заключения от двух до десяти лет колонии.
27 июня 1997 года в вагоне пассажирского поезда «Юность» Москва--Петербург произошел мощный взрыв, в результате которого погибли пять человек и 11 получили ранения. Бомба мощностью около 700 г в тротиловом эквиваленте, по данным следствия, находилась в туалете нерабочего тамбура. Преступление не раскрыто.
3 сентября 2003 года в Ставропольском крае на перегоне Подкумок--Белый Уголь была подорвана электричка, следовавшая из Кисловодска в Минеральные Воды. От взрыва один из вагонов сошел с рельсов, еще один был поврежден. В результате шесть человек погибли, 92 пострадали. Причиной взрыва стали две закопанные под полотном мины неустановленного образца. Через два месяца, 5 декабря, в Ставропольском крае была подорвана еще одна электричка, следовавшая по маршруту Кисловодск--Минводы. Взрывное устройство сработало в тот момент, когда состав отъехал от Ессентуков. Мощность взрыва составила до 10 кг тротила. Погибли 47 человек, всего пострадало 233. 23 декабря в ходе спецоперации ФСБ с поличным при попытке организовать новый теракт был задержан житель Чечни Ибрагим Исрапилов. Судом он был приговорен к 20 годам лишения свободы. По его словам, заказчиком взрывов являлся один из лидеров бандформирований Доку Умаров.
12 июня 2005 года в Московской области на перегоне Узуново--Богатищево Павелецкой железной дороги в результате теракта сошел с рельсов пассажирский поезд Грозный--Москва. По данным следствия, сработало безоболочное самодельное взрывное устройство мощностью 3 кг тротила. В результате пять головных вагонов поезда сошли с рельсов, пострадали 15 человек. Через две недели были задержаны подозреваемые -- предприниматель Владимир Власов и мастер ГУП «Гормост» Михаил Клевачев. Им было предъявлено обвинение в совершении теракта по мотиву национальной розни, покушении на убийство. Суд приговорил Власова и Клевачева соответственно к 18 и 19 годам колонии. Пока приговор в законную силу не вступил.