|
|
N°7, 17 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Так говорил Совмэн
Хазрет Совмэн, новый президент Республики Адыгея, перед вступлением в должность улаживает свои дела в Красноярске. Президент компании «Полюс» намерен сложить с себя полномочия руководителя крупнейшего в России золотодобывающего предприятия. Преемника ему выберет совет директоров, однако последнее слово за хозяином компании -- г-ном Совмэном. Он по-прежнему мало говорит, часто коверкает слова, не успев закончить одну мысль, переходит к другой, но это уже слова президента Адыгеи.
О власти, политике и политиках
Мне не нравится слово «власть». Для меня это что-то неестественное, что-то довлеющее. Поэтому я никогда даже не думал о каких-то должностях. Мне еще пять лет тому назад земляки предлагали принять участие в выборах президента Адыгеи, но тогда я отказался. В этот раз я тоже очень сильно сомневался. Однако за день до выборов ко мне люди просто делегациями пошли -- такое было давление. Именно поэтому заявление в избирательную комиссию я подал всего за 40 минут до конца регистрации кандидатов в президенты Адыгеи. В республике ко мне хорошо относятся. У меня там много родственников -- заслуженных людей. Врачи, учителя... Нашей фамилией названы улицы в семи селах республики. Все боялись, что я в последний момент сниму свою кандидатуру. Однако я сдержался. В итоге все получилось достойно.
Но если бы я знал, насколько это грязное дело, не пошел бы. Мне до этого часто говорили: «Ты не политик». Я все думал: «Что это такое -- политик?» Теперь знаю. Это надо говорить много неправды. Назваться другом, а потом облить грязью. И надо красиво обманывать людей. Как перестал обманывать -- все, ты уже мертвый политик.
О положении в республике
Территория -- чуть больше 8 тыс. кв. км. Население -- 500 тысяч человек. 32 процента адыгов, остальные 68 процентов -- другие национальности. Много русских. Климат у нас хороший -- горы и степь. Это красиво. При советской власти в республике работало 11 министерств -- электроника, тяжелая и легкая промышленность. Но сейчас все предприятия стоят. Было хорошее сельское хозяйство -- 256 тысяч дойных коров. Сейчас 7 тысяч. Все эти годы шло целенаправленное уничтожение экономики, объединение преступности и власти. В результате республика пришла в упадок. Рождаемость упала в полтора-два раза. Раньше в одну школу ходили 900 ребятишек, сейчас 500. Среди молодежи все больше наркоманов. Люди боятся.
Что делать
Прежнее руководство считало, что главное -- это мир и согласие. При этом об экономике забыли -- лишь бы не было войны. Но в Адыгее никто не собирался и не собирается воевать. Чтобы сохранить мир, нужно, чтобы у людей была работа, и им платили за это деньги. Поэтому будем начинать с экономики. Создавать новые рабочие места. Надо восстановить предприятие по производству оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, редукторный и целлюлозо-картонный заводы. Но в основном надо упор делать на сельское хозяйство. Раньше в Адыгее с гектара 50--60 тонн овощей брали, а сейчас 4 тонны пшеницы. Я думаю, что правильнее выращивать миллион тонн овощей и продавать их по нормальной цене, чем получать 250 тысяч тонн пшеницы и сдавать ее по два рубля. Продавать овощи будем в другие регионы. Я хорошо знаю север России -- Чукотку, Магаданскую область, Якутию, Сибирь. Мы будем выпускать экологически чистую продукцию, детское питание. Есть и другие направления.
И с самого первого дня -- никакой пощады наркодельцам. Чтобы даже слово это -- «наркотики» -- на нашей территории боялись произнести.
Сколько зарабатывает и на что тратит
Я получаю, может быть, и больше полутора млрд рублей в год, но я эти деньги трачу на дело. В Адыгее президентскую зарплату я получать не буду. Все деньги пойдут на пользу людям. Больницу я там уже построил. Она маленькая, но это учреждение XXI века. Там установлено уникальное оборудование, а операции делают врачи высочайшей квалификации. Что строить дальше -- посмотрим.
Что будет с «Полюсом»
Компания как развивалась, так и будет развиваться.
Записал Александр МАКАРОВ