Время новостей
     N°7, 17 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.01.2002
Вьетнамцам понравились российские сторожевики
Питерская судостроительная фирма «Алмаз» приступила к выполнению экспортного заказа Вьетнама. Подписанный в конце 2001 года контракт предусматривает строительство для вьетнамских военно-морских сил двух патрульных катеров проекта 10410 «Светляк». Сумма контракта приближается к 40 млн долларов. Для военно-технического сотрудничества Москвы и Ханоя это совсем немало, ведь общий объем военных поставок в эту страну за весь постсоветский период не превышал 350 млн долларов. Кроме того, стороны впервые договорились о «чистой продаже» -- после того как многолетние переговоры о погашении советского долга были завершены, вьетнамцы согласились закупать у нас военную технику без предоставления им для этого специальных кредитов.

Несмотря на то что «Светляк» относится к классу катеров, это вполне серьезный военный корабль водоизмещением 390 тонн, предназначенный для контроля территориальных вод и экономической зоны, а также для охраны военно-морских баз и проводки конвоев. Вооруженный двумя артиллерийскими установками (калибра 30 мм и 76 мм) и зенитно-ракетным комплексом, «Светляк» может выполнять боевые задачи на значительном расстоянии от баз: дальность его плавания может достигать 2200 миль, автономность -- десяти суток. В самой России такие корабли используются в качестве пограничных сторожевиков в морской охране Федеральной погранслужбы. Кстати, именно благодаря ФПС первые «Светляки» и попали в 1999 году во вьетнамский флот. Продекларированная Москвой в начале 90-х амбициозная программа укрепления национальных границ повлекла за собой масштабные закупки вооружений для ФПС. Пограничники заказали питерскому «Алмазу» серию из десятка сторожевиков проекта 10410. Однако после кризиса 1998 года программа перевооружения ФПС была сначала заморожена, а потом и принципиально урезана. В итоге на стапелях «Алмаза» оказался излишек недостроенных «Светляков», два из которых удалось «пристроить» Вьетнаму. Сумма сделки не оглашалась, однако, по имеющейся информации, катера пришлось продавать примерно на треть дешевле, чем сейчас. Плюс к этому, чтобы окончательно уломать вьетнамцев, правительство было вынуждено открыть Ханою среднесрочную кредитную линию в 110 млн долларов «на техническое содействие по закупке товаров и услуг». Впрочем, в итоге все сложилось очень удачно: вьетнамским морякам так понравились «Светляки», что они решили заключить еще один контракт, не требуя уже дополнительных преференций.

Юрий ГОЛОТЮК