|
|
N°145, 15 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шумовая завеса
В мэрии подсчитывают чужие децибелы
Московские чиновники, похоже, пытаются доказать, что новый срок Юрия Лужкова на посту мэра будет ознаменован качественно новыми свершениями, и в частности активной борьбой за повышения комфортности проживания граждан в российской столице. На вчерашнем заседании городского правительства обсуждалась концепцию снижения шума в Москве, изнывающей от перманентного строительства и засилья транспорта. Правда, никаких принципиально новых механизмов снижения шумности чиновники не предложили -- речь привычно шла о необходимости повышать административные штрафы или осваивать бюджеты посредством закупки шумопоглощающих щитов. И, видимо, поэтому концепцию в конечном итоге отправили на доработку. Но сам факт того, что мэрия о здоровье горожан заботится, был зафиксирован.
Как признал руководитель городского департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, в некоторых районах Москвы уровень шума доходит до 80--85 дб, в то время как нормой считается 45--50 дб. Естественно, проблема повышенного уровня шума в городе неразрывно связана с его «разрастанием» -- основными источниками «завышенных» децибелов являются машины, трамваи, поезда, а также стройплощадки. При этом, как отметил руководитель управления «Роспотребнадзора» по Москве Николай Филатов, хроническое превышение допустимого уровня шума может привести к серьезным проблемам со здоровьем у горожан. Как утверждает главный санитарный врач столицы, именно постоянное «шумовое и вибрационное воздействие может приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям».
Тяжелее всего, по мнению специалистов, приходится жителям домов, стоящих возле оживленных магистралей. Защищать их подготовленная департаментом г-на Бочина концепция предлагает с помощью шумозащитных экранов и устанавливаемых в окна домов стеклопакетов. Причем Юрий Лужков предложил это делать при капитальном ремонте за счет городского бюджета.
Не дают спокойно спать москвичам и ночные стройки. Леонид Бочин привел статистику зафиксированных нарушений допустимого уровня шума, которая показывает, что только в этом году «режим» нарушался почти на 1 тыс. стройплощадок. 511 раз инспекторами выписывались предписания на остановку работ, а в 447 случаях дело обходилось штрафами. Но их размер чиновники считают недостаточным. Ведомство г-на Бочина уже подготовило проект поправок в Административный кодекс, который предусматривает резкое увеличение штрафов за несоблюдение «звукового режима»: для физических лиц они возрастут с 500 до 2000 руб., а для юридических -- до 60 тыс. руб. «Ночью работы на стройках вестись могут, но лишь с соблюдением всех нормативов», -- уточнил глава департамента природопользования. Мэр Москвы с его предложениями согласился, заявив, что «надо сделать все, чтобы обеспечить ночной покой москвичей».
Правда, предыдущая попытка московских властей «сделать все», предпринятая депутатами Мосгордумы, которые в начале года внесли изменения в «закон о тишине», судя по заявлению спикера городского парламента Владимира Платонова, провалилась. «Этот закон очень хорош с теоретической точки зрения, а не с практической: к административной ответственности по нему так никто и не привлечен», -- признал г-н Платонов.
Однако главным источником шума, по мнению Леонида Бочина, продолжает оставаться городской транспорт. Поэтому он предложил воздействовать на транспортные структуры, подчиненные правительству Москвы, да и на простых автомобилистов -- чтобы те нашли способ ездить потише. Эта инициатива уже не понравилось градоначальнику, который потребовал, чтобы жесткие требования распространялись на всех. «Должен быть равный подход ко всем», -- заявил г-н Лужков.
Мэр потребовал учесть эти его замечания и исправить одно важное, на его взгляд, упущение. Создатели концепции не учли, что в городе, испещренном подземными коммуникациями, постоянно идет вибрация. «Вибрация, как и ультразвуковые волны, неосязаема, но наносит серьезный вред здоровью жителей», -- заявил Юрий Лужков и сообщил, что ждет предложений и по борьбе с этими негативными явлениями.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ