|
|
N°144, 14 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Раздельное питание
Глава Федеральной налоговой службы предложил развести фискальный контроль за физическими и юридическими лицами
Развести по двум разным управлениям контроль за физическими и юридическими лицами намерен глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов. В ведомстве обсуждается возможность объединения управлений администрирования единого социального налога, налога на прибыль и косвенных налогов в управление налогообложения юридических лиц. Об этих планах реформирования ФНС сообщили вчера информационные агентства. Фактически это станет самой значительной концептуальной реформой налоговой службы с момента ее появления в нынешнем качестве (раньше, как известно, существовало Министерство налогов и сборов) в новой структуре правительства весной 2004 года.
Идею радикальной реорганизации ведомства руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов выдвинул практически сразу после своего назначения на его нынешний пост в начале нынешнего года. В апреле в ФНС было создано управление администрирования налогов физических лиц. Этой структуре передали контроль за уплатой не только подоходного налога, но и других налогов, которые платят частные лица, -- земельного, имущественного и транспортного.
Создание такого управления тогда мотивировалось отработкой новой модели контроля, при которой объектом контроля является не налог, а налогоплательщик -- физическое лицо. И хотя особых успехов на поприще администрирования налогов с физических лиц фискалы за это время не снискали (платежки по транспортному и земельному налогу до сих пор приходят с опозданием, а очередей в инспекциях меньше не становится), идея разделения контроля получила дальнейшее развитие.
Вскоре были объединены управления налогового контроля и управление крупнейших налогоплательщиков. Одновременно было упразднено сводно-аналитическое подразделение, его функции разделили между юридическим управлением и управлением делами. Неожиданностью тогда стала ликвидация управления контроля и лицензирования регулируемых государством видов деятельности, в функции которого входил контроль за алкогольной и табачной отраслями, а также игорной деятельностью. Функции ликвидированного управления распределены между несколькими другими подразделениями, в частности управлением контрольной работы, управлением делами и управлением информационных технологий.
В скором времени, вероятно, объединение налоговых управлений продолжится. В управление налогообложения юридических лиц могут быть переданы функции по администрированию единого социального налога, налога на прибыль и косвенных налогов (НДС, акцизы). Этому же управлению могут быть переданы функции администрирования имущественных и ресурсных налогов, уплачиваемых компаниями. Создана и специальная внутриведомственная комиссия, которая занимается вопросами реорганизации структуры ФНС.
Рядовым налогоплательщикам, стоящим в очередях на прием к инспектору, особых перемен от слияния и поглощения управлений налоговой службы ждать не стоит. На полках ведомства возникнет разве что бумажная неразбериха, а в кабинетах -- проблемы субординации сотрудников упраздненных и вновь появившихся управлений.
Примеров не слишком успешного реформирования налоговых органов немало. Ликвидация в свое время структурного подразделения, занимающегося администрированием налогов, взимаемых с малого бизнеса, жизнь малым предприятиям не облегчила. А введенные не так давно специальные «жалобные подразделения» для рассмотрения претензий к сотрудникам ФНС и досудебного рассмотрения споров пока не способствуют снятию остроты конфликта между налоговиками и налогоплательщиками.
Ирина СКЛЯРОВА