|
|
N°7, 17 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гражданин, вы надругались
Дума чтит гимн, как Уголовный кодекс
С гимна начала Дума свой первый в году рабочий день и гимном же его закончила. С утра при открытии весенней сессии депутаты торжественно выслушали фонограмму музыкального символа российской государственности, а вечером решили защитить его от надругательств с помощью Уголовного кодекса.
Что такое надругательство в уголовно-песенном смысле и каким способом можно надругаться над нематериальным символом, не знал вчера ни автор законопроекта Сергей Апатенко (фракция «Единство»), ни профильный думский комитет по законодательству, ни депутаты, ни правительство с президентом, судя по заявлениям их постоянных представителей в Думе. Тем не менее поправка в Уголовный кодекс была одобрена в первом чтении 312 голосами при 12 проголосовавших против. Если к третьему чтению суть поправки не изменится, то надругателей можно будет штрафовать на 100--300 минимальных зарплат, держать под арестом 3--6 месяцев и даже приговорить к тюремному заключению до одного года.
Иронии и сарказма при почти часовом обсуждении законопроекта было столько, что спикеру Геннадию Селезневу пришлось остеречь коллег от «надругательства над депутатом» (автором поправки). Думцы интересовались: что делать с ветеранами Отечественной войны, которые признают и поют гимн только со словами о Сталине (Василий Шандыбин, КПРФ); как при такой поправке должен вести себя человек патриотически настроенный, но с плохим слухом или с дефектом речи (независимый депутат Сергей Юшенков); как милиция должна поступать с группой молодежи, которая, «подвыпив на дискотеке, начинает петь гимн», или же с парой, «под гимн занимающейся любовью» (Владимир Буткеев, «Регионы России»), и т.п.
Сергея Апатенко не смутила реакция зала. Он доказывал, что гимн -- это один из трех символов государства. И если два других -- флаг и герб -- защищены соответствующей статьей УК, то должен быть защищен и третий символ. Одного лишь закона о гимне, на его взгляд, недостаточно, поскольку «уважать закон» научились не все, зато всем известно, что «Уголовный кодекс надо чтить». Г-н Апатенко уверен, что уголовная защита символов государства сыграет и воспитательную роль, прививая россиянам «уважительное, трепетное отношение к государству».
Представитель профильного комитета по законодательству Валерий Воротников (фракция КПРФ) увидел в законопроекте лишь «формальную логику». Но признался палате, что комитет бессилен установить, в чем может состоять надругательство над «нематериальным символом», который к тому же представляет собой «симбиоз музыки, слов и исполнения». По мнению г-на Апатенко, суть надругательства будут определять правоохранительные органы и суды.
Правое крыло Думы призывало не принимать закон, который открывает «путь произволу». Левое крыло, придавая значение нравственной и воспитательной стороне вопроса, сочло закон важным. Проправительственное и пропрезидентское большинство Думы поддержало закон, так как его поддержали в Кремле и Белом доме. Правда, представитель правительства Андрей Логинов подчеркнул, что ко второму чтению нужно дать исчерпывающее определение термину «надругательство». А представитель президента Александр Котенков потребовал, чтобы ко второму чтению думцы перечислили в поправке все «признаки преступления».
Виктор ХАМРАЕВ