Ни один саммит Шанхайской организации сотрудничества(ШОС) не привлекал к себе такого внимания, как тот, что состоится через два дня в Бишкеке. Хотя бы потому, что само его проведение в столице Киргизии оказалось весной этого года под серьезным сомнением, когда активность киргизской оппозиции угрожала очередной сменой власти в республике. И не секрет, что в те дни в руководстве Казахстана уже предлагали принять саммит ШОС у себя в Астане. Но в Москве не согласились с переносом -- мол, надо поддержать Бишкек, ему было обещано и он справится.
Вторая причина необычайного внимания к саммиту -- беспрецедентные по масштабу
военные маневры стран -- членов ШОС, начавшиеся 9 августа и завершающиеся на полигоне Чебаркуль под Челябинском 17 августа. В этот день туда прибудут президенты шестерки членов ШОС. Пропагандистский эффект этих учений, пожалуй, можно считать достигнутым. В Москве, в Пекине и в столицах Центральной Азии в эти дни дипломаты и эксперты активно опровергают подозрения и страхи остального, в первую очередь западного мира, что ШОС превращается в восточное «анти-НАТО». С другой стороны, нужное впечатление создано: чтобы не было сомневающихся, что при необходимости такой блок может быть создан.
По сообщению киргизских информагентств, просьба США послать своего военного наблюдателя на учения была отклонена. С другой стороны, не будет на саммите и призывов к Вашингтону поспешить с выводом своей военной авиабазы из Киргизии. По этому вопросу в ШОС уже достигнут определенный консенсус.
Пока же, по сведениям «Времени новостей», стремления сделать военную составляющую доминантой в деятельности ШО нет ни в одной из столиц постсоветских стран -- членов организации. Хотя бы по той причине, что в этом случае будет похоронена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ. Одним из активных противников превращения ШОС в военный блок, как свидетельствуют информированные источники «ВН», является Узбекистан. Там опасаются «китайского фактора» не в последнюю очередь в силу исторических стереотипов -- к примеру, в узбекском языке аналогом русского выражения «сукин сын» является сочетание «сын китайца»...
Тем не менее главный документ, готовящийся к подписанию в Бишкеке, подготовлен именно по инициативе Пекина. Уже в самом его названии чувствуется китайский колорит: «Договор о долгосрочном сотрудничестве, дружбе и добрососедстве». В Поднебесной, таким образом, подчеркивают необходимость законодательного закрепления тех отношений, что стали базой возникновения ШОС, -- комплекса соглашений, зафиксировавших границу между КНР и республиками бывшего СССР.
Некоторые предложения к повестке дня бишкекского саммита были отвергнуты большинством его участников. К примеру, Казахстан инициировал заключение соглашения о создании водно-энергетического консорциума в рамках ШОС. Однако в Ташкенте и Пекине Астану не поддержали. Узбекистан и Китай предпочитают решать вопросы рационального использования водных ресурсов в двустороннем формате.
Не будет в Бишкеке и сюрпризов, связанных с расширением ШОС. Как заявил вчера замминистра иностранных дел России Александр Лосюков, «в государствах ШОС пришли к пониманию необходимости сохранения моратория на расширение состава организации». Очевидно, что эти слова призваны рассеять подозрения, что на саммите в киргизской столице статус Ирана как наблюдателя при ШОС будет повышен до постоянного члена. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад не только примет участие в саммите, прибыв в Бишкек после турне по Туркмении и Афганистану, но и собирается выступить в кругу своих коллег-президентов. Источники, близкие к оргкомитету саммита, полагают, что его речь будет политкорректной и не заставит «шанхайцев» стать вынужденными свидетелями скандальных призывов «положить конец сионистскому режиму» Израиля или «дать отпор американскому империализму».
Как важную внешнеполитическую премьеру рассматривает свое участие в саммите новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Он получил от хозяина саммита Курманбека Бакиева приглашение быть его гостем. Г-н Бердымухаммедов прибывает в Бишкек, зарекомендовав себя гуманным и прогрессивным лидером, оправдывающим ожидания мирового сообщества. В конце прошлой недели он амнистировал первых 11 заключенных, отбывавших многолетние сроки заключения по обвинению в причастности к так называемому покушению на Туркменбаши 25 ноября 2002 года. Новый туркменский лидер обещает и в дальнейшем последовательно проявлять свой гуманизм.
Тем временем в Бишкеке заканчиваются последние приготовления к саммиту. Президент Бакиев предупредил, что «должны быть приняты беспрецедентные усилия для обеспечения спокойной обстановки» в дни мероприятия ШОС. Чтобы проверить, как осуществляются эти усилия, г-н Бакиев даже «совершает внеплановые прогулки по столице». Как особо подчеркивает его пресс-служба, президент совершает вояжи «без сопровождения ГАИ, с соблюдением всех правил дорожного движения и без привлечения внимания людей». Свободная киргизская пресса, правда, не отказывает себе в удовольствии публиковать фоторепортажи о том, как во время этих «вояжей» под каждым деревом на обочине дорог, по которым ожидается проезд Бакиева, дежурит милиционер.
Пишут газеты и о том, что администрации киргизского президента удалось добиться от оппозиции гарантий того, что в дни саммита не будет проводиться никаких митингов и пикетов. Оппозиционная деятельность отложена на осенний период. После саммита, по сведениям «ВН», будет рассматриваться и «дело Бермет Акаевой». Старшая дочь экс-президента Киргизии больше трех месяцев находится под домашним арестом по обвинению «в неуважении к суду, уничтожении документов и воспрепятствовании осуществления правосудия». 35-летняя Бермет Акаева поплатилась за свою отчаянную попытку вернуться в киргизскую политику, несмотря на то, что в Киргизии фамилия ее отца для многих все еще является главным политическим аллергеном. Источники «ВН» в Кремле утверждают, что в ответ на их озабоченность «гуманной составляющей» этого дела в Бишкеке попросили подождать окончания саммита.
Завтра, накануне начала саммита ШОС, в Киргизско-Славянском университете имени Бориса Ельцина в Бишкеке будет открыт бюст первому президенту России. Ельцин был одним из основателей престижного ныне университета. Но только после его смерти, как замечает агентство «Фергана.ру», словосочетание «имени Ельцина» стало применяться официально.