|
|
N°137, 02 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЦБ может лишиться независимости
На независимость Центрального Банка покушались неоднократно, однако до сих пор ЦБ достаточно успешно отражал все подобные попытки. Теперь его задача сильно усложнится -- против нынешнего статуса ЦБ выступил сам президент Владимир Путин. В пятницу в Думу поступило его заключение на депутатские поправки к закону о Банке России. Этот документ может кардинально изменить всю банковскую систему.
Фактически речь идет о том, чтобы лишить ЦБ независимости и подчинить его исполнительной власти. Поправок, существенно уменьшающих полномочия ЦБ, в заключении президента вполне достаточно. К примеру, новая формулировка статьи, определяющей отношения ЦБ и загранбанков, фактически отдает правительству все полномочия в отношении этих структур. Желание президента приравнять всех работников ЦБ к обычным госслужащим также не может понравиться Банку России.
Однако все это мелочи по сравнению со следующей поправкой: «Банк России является федеральным государственным учреждением, обладающим правами юридического лица». Если сравнить ее с действующей нормой: «Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России...», станет очевидно, что новая формулировка ставит крест на нынешнем статусе ЦБ.
Столь неприятные для Банка России инициативы выглядят весьма радикально, особенно если учесть, что независимость ЦБ прописана, пусть и не слишком явно, и в Конституции: «Защита и обеспечение устойчивости рубля -- основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Любопытно и то, что текст заключения президента во многом повторяет поправки депутата от фракции КПРФ Николая Арефьева, которые были отклонены депутатами в пользу более компромиссного варианта. Короче говоря, президент задал депутатам непростую задачу.
Как будет реагировать на это депутатский корпус, предположить трудно. В последнее время депутаты легко шли на сближение с позицией главы государства. Однако в этом вопросе законодатели могут оказаться не слишком покладистыми. Во-первых, независимость ЦБ является общепризнанной ценностью, это один из главных факторов обеспечения денежной стабильности. Во-вторых, депутаты прекрасно понимают, кто будет контролировать ЦБ в новой ситуации (если она возникнет).
Весь смысл поправок самих депутатов состоял в том, чтобы увеличить контроль за ЦБ именно со стороны Думы. А в своем заключении президент недвусмысленно намекает, что больший контроль за деятельностью ЦБ законодательной властью совсем ему не по душе. Так что у депутатов нет особых "ведомственных" оснований легко пойти в этом вопросе навстречу президенту. Единственным, но крайне важным моментом является то, что Дума уже много лет старалась изменить статус Центробанка, но не находила понимания правительства. Ныне же налицо сближение этих принципиальных позиций законодательной и исполнительной власти, что дает "президентскому" варианту немалый шанс.
Николай КУЗНЕЦОВ