Время новостей
     N°143, 13 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.08.2007
«Формула» скандала
В большом спорте много агрессии. Более того, иногда агрессия -- естественная составная часть конкретного вида спорта и та приманка, которая затягивает болельщиков, определяя в том числе и финансовую привлекательность зрелища. В сочетании со скандалом агрессия может стать настоящим допингом для зрительского интереса. Но если само качество зрелища падает, скандалы только вредят делу. Именно такую ситуацию -- скандалы на фоне упадка -- мы наблюдаем в самых популярных спортивных автогонках человечества, легендарной «Формуле-1».

Вроде бы ничего нового не происходит. Ну, подумаешь, публично грызутся друг с другом и даже пытаются помешать друг другу физически, непосредственно на этапах, два талантливых гонщика из одной конюшни -- вундеркинды «Макларена» Фернандо Алонсо и Льюис Хамильтон. Это уже было: почти 20 лет назад в том же «Макларене», когда к «профессору» Алену Просту докупили Айртона Сенну. Или еще -- эка невидаль: одна команда обвиняет другую в краже интеллектуальной собственности, фактически в промышленном шпионаже. А босс третьей команды -- «Рено» предлагает вообще изгнать из гонок «воров» из того же «Макларена», на который наезжает со шпионским скандалом главный конкурент «Феррари». Взаимная ненависть и подозрительность ведущих команд друг к другу -- такой же неотъемлемый атрибут «Формулы-1», как обещания боксеров-профессионалов перед очередным боем в самых цветистых кровожадных выражениях «зарыть соперника».

Проблема в том, что зашкаливающая за все мыслимые пределы концентрация скандалов на единицу соревнований (вспомним, как совсем недавно «Макларен» обвиняли в том, что Хамильтона специально заставляют пропускать вперед формально первого пилота конюшни Алонсо) совпала с удручающим качеством самих гонок. После гибели Айртона Сенны, ухода того же Алена Проста интерес к гонкам поддерживался в основном благодаря суперуспехам Михаэля Шумахера. Люди следили, удастся ли Шуми установить исторический рекорд по количеству званий чемпиона мира в Королевских гонках. Удалось. Ушел и Шумахер. При этом в последние пять--семь лет состязания гонщиков окончательно превратились в битву болидов -- в тот самый Кубок конструкторов, который получает команда по совокупности набранных ее пилотами зачетных очков на всех этапах. Ну и еще в битву покрышек -- чья резина лучше. А это уже скорее некая разновидность автосалона, но не спорт.

На таком фоне шпионский скандал выглядит как дискредитация самой сути нынешней «Формулы-1»: мол, и так идут соревнования конструкторов, а тут нам говорят, что «Макларен», после долгого перерыва начавший наконец обыгрывать «Феррари», оказывается, сделал это за счет элементарной кражи интеллектуальной собственности у конкурентов. Пилоты грызутся, боссы команд грызутся, разговоры «то ли он украл, то ли у него украли» создают вокруг «Формулы» крайне негативный ореол. Гонки не только не развиваются как зрелище, как спорт, но еще и деградируют за счет ставящих под сомнение базовые принципы их существования скандалов.

Опять же скандал скандалу рознь. Сложные личные отношения пилотов «Формулы» могут даже подогревать интерес публики. Но если эти отношения перерастают из войны слов в войну действий -- искажается сама суть соревнований. При этом организаторы гонок и лично владелец «Формулы» Бернард Экклстоун (кстати, уникальный случай, чтобы человек фактически владел целым видом спорта) крайне ограничены в мерах воздействия на скандалистов. Например, если исключить сейчас «Макларен» -- лучшую команду гонок -- из состязаний, их качество автоматически снизится. Тем более что обвинения зыбки и на любой аргумент обвинителей у обвиняемых находится контраргумент. Значит, либо нужно вносить кардинальные изменения в регламент гонок, либо фактически закрывать глаза на постоянные скандалы при существующих правилах.

В надежде вернуть лучшие времена любители «Формулы-1» могут уповать только на то, что, если нынешнее состояние гонок приведет к большим финансовым проблемам организаторов, бизнес-составляющая проекта заставит боссов искать системный выход из кризиса. Страсть человека к гонкам -- как участника и как болельщика -- неистребима. Значит, есть возможность зарабатывать на этой страсти большие деньги. Но и потерять большие деньги тоже легко. Если эта страсть не утоляется...

Семен Новопрудский