|
|
N°143, 13 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безотходное культуртрегерство
Юбилей Государственного центра современного искусства
ГЦСИ стукнуло пятнадцать лет. Подростковый возраст. Но благодаря мудрым родителям Леониду Бажанову и Михаилу Миндлину отрок развит не по годам. Пообщаться с ним можно на многие темы -- от музыки до кинематографа. С завидной регулярностью в центре проходят лекции, семинары, курсы образовательных программ по современному искусству в самых разных его ипостасях. Частенько концертируют друзья центра Татьяна Гринденко и Владимир Мартынов. Стихотворствует Лев Рубинштейн. Перфомансирует Герман Виноградов. С прошлой выставки осталась в зале переданная в дар ГЦСИ виртуозная инсталляция ушедшего Дмитрия Александровича Пригова. Своим универсальным творчеством художник воплощал энергию всех искусств сразу и в какой-то степени был гением места центра, оправдывал его мозаичность.
Центр любят. Центр посещают. Центр берегут, и к пятнадцатилетию многие художники пополнили фонды ГЦСИ подарками -- артобъектами. Выставка новых поступлений открыта сейчас в главном экспозиционном зале ГЦСИ на Зоологической улице. Выставка хорошая. «Контемпоральность» сегодняшней России представлена достаточно убедительно: от анимированной лубочной истории русского искусства Ольги и Александра Флоренских до зловещих зеркал Вадима Захарова с наклеенными на них фюрерскими усиками (твое собственное отражение зло гримасничает у дверных ручек, ведущих в никуда -- инсталляция называется «Танцуй со мной, детка»). Художники и кураторы старшего поколения внесли дары, ставшие историей нонконформизма 70--80-х. В частности, мэтр нашей газеты Лев Иванович Бруни вместе с Михаилом Однораловым передали реконструкцию объекта 1975 года, созданную в память о художнике Михаиле Рогинском. Тридцать два года назад трио Рогинский--Одноралов--Бруни на легендарной выставке неофициального искусства в Доме культуры ВДНХ показали обыкновенное пальто на деревянной вешалке, из кармана которого торчала стеклянная бутылка. Этот шедевр реди-мейда (стиля, делающего искусством «найденные объекты» повседневности) украшает сегодняшнюю экспозицию.
Трогательно, что среди дарителей оказались и руководители ГЦСИ Михаил Миндлин и Леонид Бажанов. Они тоже внесли свою лепту. Перевесили со стен собственных квартир на стены зала ГЦСИ переданные в фонды центра работы друзей-художников.
И все же масштаб деятельности ГЦСИ, на мой взгляд, предполагает несколько иную юбилейную выставку. Дело в том, что ставшие ежегодными выставки-отчеты о новых поступлениях убеждают, что комплектуется центр объектами почти исключительно российских художников. А это категорически неправильно. Ведь выходит так, что собрание ГЦСИ дублирует коллекции нескольких государственных и частных музеев современного российского искусства: от Третьяковской галереи до новехонькой частной галереи АRТ4. Тогда как складывающийся имидж у центра иной: не еще один музей отечественного арта, а мощная институция, умеющая готовить просветительские программы в масштабе мирового contemporary art. Об этом статусе во время юбилейных торжеств мы говорили с Михаилом Миндлиным. И директор центра точно сформулировал аналог ГЦСИ в европейской культурной жизни: если брать, к примеру, Париж, то это Центр имени президента Жоржа Помпиду, -- государственный институт, работающий с современным искусством точно, внятно и аккуратно. Отслеживающий все самое интересное, что происходит на планете. Не замыкающийся в собственных национальных границах.
Так вот, если считать ГЦСИ аналогом Центра Помпиду, то новые поступления должны на десять процентов представлять российских художников, а на 90 -- иностранных. У нас же с точностью до наоборот. А причина в том, что помощь государства ГЦСИ мизерная. Среди юбилейных поступлений лишь десяток работ имеют этикетку: «приобретено на средства Федерального агентства по культуре и кинематографии». Спасибо, конечно, агентству, что помогает. Однако общая ситуация с поддержкой государством современной культуры (а следовательно, и с восприятием, пониманием ее гражданами России) неудовлетворительная. Хотелось бы, чтобы в пору расставания с отроческим возрастом, в пору взросления ГЦСИ перестал функционировать по принципу «безотходного культуртрегерства», на средства, поданные из жалости сердобольными родственниками и друзьями.
Сергей ХАЧАТУРОВ