В течение долгого времени фестиваль считался основным соперником «Кинотавра». После прихода на сочинский фестиваль новой команды соперничество это заметно ослабло, но в этом году Выборг дал понять, что не намерен с легкостью сдавать позиции.
В программе достаточно громких имен и ожидаемых премьер, а поскольку ни сочинский фестиваль, ни «Окно в Европу» не выработали пока очевидной концепции и, следовательно, не развели позиции, имена и ожидаемые премьеры главное достояние обоих.
По формулировке президента «Окна в Европу» Армена Медведева, «Сочи -- самый главный российский фестиваль, а Выборг -- самый важный». В прошлые годы Медведев любил повторять, что «Окно в Европу» -- «самый интеллигентный фестиваль», но, похоже, это недостаточно индустриальная формулировка, а под «индустриальность», то есть прокат, Выборг уже заточен. В этом году у конкурсной программы даже появилось название -- «Осенние премьеры», а у фестиваля в целом -- подзаголовок «Прогноз на будущее».
Любопытно, что в отличие от Сочи, где представлены в основном фильмы тридцати- и сорокалетних (то есть людей из новейшей истории российского кино), в выборгской футурологии активно участвуют классики: в конкурсе это Станислав Говорухин с «Актрисой» и Павел Чухрай с «Русской игрой» (экранизация гоголевских «Игроков»), в качестве спецсобытия -- Виталий Мельников с картиной «Агитбригада «Бей врага!».
Будут и молодые, в том числе Алексей Федорченко, громко дебютировавший два года назад киномистификацией «Первые на Луне», а теперь снявший роуд-муви «Железная дорога».
Вопреки традиции, когда козыри выкладываются ближе к концу, едва ли не самое интересное событие Выборг пережил уже в самом начале: на открытии показали фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол. Молодые годы Чингисхана», произведенный студией СТВ и в постановочном смысле ставший не меньшим прорывом русского кино, чем «Дозоры». Даже если учесть, что сейчас с помощью компьютера можно добиться многого из того, что, например, Сергею Бондарчуку на «Войне и мире» приходилось делать «вручную», сцены битв в картине Бодрова впечатляют по-настоящему. И это при том, что баталии здесь что-то вроде побочного продукта, неизбежного, но далеко не главного сопровождения истории человека, который сумел завоевать полмира и расплодить свой род по территории, в несколько раз превышающей территорию самой Золотой Орды.
Герою сочувствуешь, как всегда сочувствуешь протагонисту захватывающей картины, но мысль о том, что сочувствие вызывает человек, в отечественной традиции олицетворяющий собой абсолютное зло, для российского зрителя, конечно, будет провокативной. (К слову сказать, в мире сейчас выходит одновременно несколько «Чингисханов», и одного из них, японского, уже показали на последнем ММКФ.)
Но Чингисхан у Бодрова -- персонаж не положительный и не отрицательный, он человек, который сумел выполнить то, чего ждала от него судьба. Постоянный диалог героя с богами, его попытки «считать» собственное предназначение и лежат в основе той структуры, которая жестко держит фильм, несмотря даже на его ощутимую длину -- 120 минут.
«Монгол» -- картина российского производства, но сделанная интернациональной командой, включавшей японца Таданобу Асано и китайца Сун Хонг Лей в двух главных ролях, двух операторов -- датского Рохиера Стофферса и российского Сергея Трофимова (именно он снимал «Дозоры»), а также режиссера монтажа «Матриц» Зака Стенберга.
Для студии Сергея Сельянова СТВ это первый подобный опыт и выход на совершенно новый уровень. Первые два дня Выборга вообще прошли под знаком СТВ. В субботу днем в качестве спецсобытия был представлен «Груз 200» Алексея Балабанова, а вечером отмечали десятилетие другого балабановского фильма -- «Брат».
В год выхода «Брат» участвовал в конкурсе «Кинотавра», и жюри под председательством Владимира Хотиненко отдало ему главный приз -- шаг для того времени радикальный. В Выборге же фильм тогда даже не показали, посчитав, видимо, что с «интеллигентным» (читай -- либеральным) фестивалем такое кино не корреспондируется. За десять лет понимание политкорректности и либерализма в общем не изменилось, но зато стало очевидно, что кино такого уровня не укладывается в рамки идеологии и важнее любых клише. И видимо, в своих «прогнозах на будущее» Выборг уже будет это учитывать.