Время новостей
     N°142, 10 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2007
Стросс-Кан победил без борьбы
Единственный кандидат на пост главы МВФ побывал на Ильинке
Министр финансов Алексей Кудрин вчера после встречи с претендентом на должность директора-распорядителя Международного валютного фонда Домиником Стросс-Каном (на снимке) признал: альтернативы французу нет и не предвидится. Отвечая на вопрос «Времени новостей», г-н Кудрин сказал, что нынешний процесс выборов главы МВФ не получился прозрачным с точки зрения конкуренции: «Эта процедура не похожа пока на процедуру открытой конкуренции. По сути, сработало неписаное правило, когда пост главы МВФ закрепляется за европейским кандидатом».

Как известно, совет директоров фонда ограничил срок выдвижения кандидатов на место уходящего в октябре испанца Родриго де Рато 31 августа. При этом совет сделал шаг навстречу тем, кто считает: действовавший до сих пор порядок выборов руководителя организации, когда он определялся в результате политических сделок между странами Европы, ведет к падению международного авторитета МВФ. Директора объявили, что выдвигаться могут представители любой из 185 стран -- членов МВФ, и кандидатуры будут рассмотрены «без географических предпочтений».

Подтверждая, что время для выдвижения других кандидатов еще есть, Алексей Кудрин говорит: «Очень сложно ожидать, что европейские страны будут принимать другое решение (т.е. не в пользу Стросс-Кана. -- Ред.). Получается, что европейские страны определились задолго до того, как определились все кандидаты (министры финансов стран ЕС поддержали Стросс-Кана месяц назад. -- Ред.)». Г-н Кудрин, занимающий пост управляющего от России в МВФ, отметил, что Москва сделает свой выбор, когда будет ясен финальный состав претендентов. «Россия исходит из того, что выборы директора-распорядителя должны происходить открыто и прозрачно. Это означает, что мы должны знакомиться с программами кандидатов и на основании профессионального подхода принимать решения. В этой связи Россия готова рассматривать все кандидатуры, которые могут быть номинированы на пост главы МВФ», -- сказал Кудрин, который после встречи со Стросс-Каном выглядел крайне усталым.

Очевидно, что напористая кампания, которую провел Доминик Стросс-Кан под патронатом французского президента Николя Саркози, полностью удалась. Турне, в котором сейчас находится Стросс-Кан, демонстрирует, что в Париже отлично понимают конфликтный потенциал этого «блицкрига». Развивающиеся страны, которым фактически не дали возможности предложить кандидата на конкурентных условиях, еще скажут свое слово.

«Большинство стран сейчас недовольны правилом предоставления президентства (т.е. привилегии назначения директора-распорядителя МВФ. -- Ред.) Европе. Я понимаю это. Мое турне должно было показать, что я открыт для развивающихся стран, что основой для кандидата должны быть его достоинства», -- сказал Стросс-Кан в телефонном интервью агентству АР по пути в Москву. Он добавил, что «развивающиеся страны меняются, и способ, которым управляется МВФ, тоже должен меняться». В своей искренности французу теперь предстоит убедить целый ряд развивающихся стран. Как известно, в ходе нынешнего турне он еще посетит Китай, Японию, Южную Корею, Мексику, Аргентину, Чили, Египет и Саудовскую Аравию (Бразилия, несколько стран Африки, ОАЭ и Россия остались позади).

Между тем Стросс-Кан говорит не только слова, которые развивающимся странам было бы приятно слышать. В интервью АР он остановился на таких острых проблемах мировой экономики, как валютная политика Китая и методы управления государственными фондами благосостояния, которые накопили крупные экспортеры нефти (в том числе и Россия). Стросс-Кан пообещал, что в случае его избрания МВФ вмешается в спор США и Китая относительно курса юаня. Причем, очевидно, это реверанс в сторону Вашингтона. «Я думаю, США знают, что нуждаются в многосторонней поддержке относительно Китая. Таким образом, МВФ будет полезен», -- сказал он. Что же до огромных финансовых ресурсов, накопленных нефтяными странами в разнообразных стабилизационных фондах, фондах благосостояния и будущих поколений (банк Morgan Stanley оценил их в 2-2,5 трлн долл.), Стросс-Кан полагает, что они должны управляться по понятным, рыночным, правилам. И МВФ должен подумать о своей роли в оценке этого процесса. Это весьма амбициозная задача, ведь правительства таких стран, как правило, полагают, что они уже выиграли «счастливый билет», и не обязаны предъявлять его для проверки каждому встречному.

Андрей ДЕНИСОВ