|
|
N°142, 10 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Живы, Курилки?
Герман Греф лично убедился в неразвитости транспортной инфраструктуры Дальнего Востока
С прошлого четверга, 2 августа, когда на заседании правительства была принята федеральная целевая программа по развитию Дальнего Востока, по масштабу уступающая только олимпийской сочинской ФЦП, Дальневосточный регион оказался в центре повышенного внимания федерального центра. «Особенное внимание в зоне особого внимания будет уделено Курильским островам», -- пообещал министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Его визит на Сахалин начался с политических потрясений. За два часа перелета из Владивостока президент Владимир Путин отправил губернатора области Ивана Малахова в отставку. Тот хотя и встречал министра в аэропорту, но сопровождать в поездке уже не стал. Впрочем, в Южно-Сахалинске министр не задержался. Весь день он провел на Курильских островах.
На четырех островах живет всего десять тысяч человек, значительная часть которых военные и пограничники, однако хотя бы из-за территориальных претензий Японии игнорировать их интересы федеральный центр не может. «Долгое время на Курилах люди жили в условиях, близких к экстремальным», -- признал г-н Греф. Теперь все должно быть по-другому. Уже через семь лет уровень жизнь курильчан должен стать не хуже, а то и лучше жителя Центральной России.
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских остров до 2015 года» предусматривает выделение на нужды острова за этот период 15,1 млрд руб. из федерального бюджета. В 2007 году федеральный центр выделит на нужды острова 2,5 млрд руб. и еще полмиллиарда потратит Сахалинская область. На следующий год планируется выделить уже 2,7 млрд и пропорционально увеличить вложения областного бюджета.
Однако деньги надо не только выделить, но и, как любят говорить чиновники, «освоить». На настоящий момент, когда до конца строительного сезона на островах осталось всего три месяца, уровень финансирования составил 31%. В прошлом году полностью потратить деньги также не успели. «Главная причина отставания от утвержденного графика в том, что вся строительная инфраструктура оказалась не готова переваривать такой объем финансирования», -- заявил г-н Греф. Тем не менее правительство намерено ежегодно увеличивать финансирование на 10--15%. Хотя, как они будут тратиться, чиновники пока сами не очень понимают.
Самая большая сложность проживания на островах в том, чтобы туда физически попасть. А потом в случае необходимости оттуда выбраться. Летная погода в этих краях скорее чудо, невероятная удача, чем норма жизни. В этом Герман Греф убедился лично. В планах министра значилось посещение двух островов -- Кунашира и Итурупа. Однако аэропорт Итурупа из-за плохой погоды не принимал. Не случайно местный фольклор изобилует историями о чиновниках, залетевших на острова с двухчасовой проверкой и просидевших там в ожидании летной погоды по две недели.
«Особое внимание будет уделено транспортной инфраструктуре: строительству всепогодных аэропортов, портпунктов и дорог с твердым покрытием внутри островов», -- заявил прочувствовавший проблему министр. Денег в ФЦП на это точно не хватит. Аэропорт Кунашира, взлетно-посадочная полоса которого сложена из металлических плит, похожих на рельсы, является банкротом с долгом в 11 млн руб. Выделяемых ежегодно денег хватает только на замену самых устаревших плит. Навигационного оборудования нет, самая новая машина для очищения взлетно-посадочной полосы была куплена десять лет назад.
Впрочем, правительство готово внести коррективы и в программу по развитию Курил, и в программу всего Дальнего Востока, полагает г-н Греф. По крайней мере Японии острова уже точно не отдадут. «Мой визит на Курилы должен был показать -- это наша территория, и мы ее никому не отдадим», -- заявил министр по итогам визита. И, судя по заявленным суммам, никаких денег на это Москва не пожалеет.
Вера СИТНИНА, остров Кунашир--Москва