|
|
N°141, 09 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пришло благоприятное время
Лидеры двух Корей встретятся в Пхеньяне
Договоренность между Севером и Югом Кореи о проведении в Пхеньяне 28--30 августа второго межкорейского саммита стала долгожданной сенсацией. Разговоры на этот счет шли давно, южнокорейский президент Но Му Хен не скрывал желания встретиться с лидером КНДР «в любое время в любом месте». Хотя по очередности именно Ким Чен Ир должен был приехать в Сеул -- такое обещание он дал Ким Дэ Чжуну, предшественнику г-на Но, на первом саммите в 2000 году. Однако после этого разразился политический кризис вокруг ядерных программ КНДР, и ее отношения с США обострились до предела. Памятуя о незавидной судьбе Саддама Хусейна, окружение Ким Чен Ира вряд ли могло согласиться на поездку северокорейского лидера на территорию «американских марионеток» по соображениям безопасности.
Теперь, как сказали южанам северяне, в связи с улучшением обстановки в регионе «пришло благоприятное время». На протяжении последнего года шел поиск приемлемых вариантов места для саммита. Говорилось и об изолированном южнокорейском острове Чечжудо, и о зоне совместного туризма в Алмазных горах на территории КНДР, и даже о возможной встрече в третьей стране -- южнокорейцы проявляли интерес к России. Но в ходе тайных визитов в КНДР главы южнокорейской разведслужбы Ким Ман Бока северяне все же настояли на Пхеньяне.
Это выбор подчеркивает усиление позиций КНДР в контексте мирного процесса на полуострове. Северная Корея уже остановила свои ядерные объекты, на следующем этапе она должна вывести их из эксплуатации. Однако КНДР предпочитает обсуждать эти вопросы главным образом с США. Используя южнокорейского лидера, Пхеньян может послать США сигнал о готовности форсировать сворачивание ядерных программ, если американцы пойдут навстречу КНДР.
На вчерашней встрече в Пханмунчжоме, где обсуждался вопрос многосторонней энергетической помощи Северной Корее, Пхеньян заявил о желании получить не только мазут, который «сгорит в топках», но также инвестиции и энергетическое оборудование. В том числе в перспективе атомную электростанцию. Пхеньян наверняка постарается заручиться в этом вопросе поддержкой Сеула. Хотя непонятно, насколько хватит на это сил у Но Му Хена, чьи полномочия истекают в начале 2008 года. Сеул также выигрывает от второго пхеньянского саммита -- Южная Корея перехватывает инициативу на шестисторонних переговорах, она сможет реально и значительно повысить свою роль в мирном процессе.
Южнокорейская консервативная оппозиция обвиняет президента в манипулировании общественным мнением. Ведь благодаря саммиту шансы кандидата от правящего лагеря на предстоящих 19 декабря президентских выборах значительно вырастут. США, с которыми Но Му Хен (в отличие от Ким Дэ Чжуна) предварительно посоветовался, нашли слова одобрения, выразив надежду, что саммит «будет способствовать установлению мира между двумя корейскими государствами». Не столь радостно отреагировала Япония, опасающаяся укрепления позиций КНДР и роста корейского национализма.
Грядущий пхеньянский саммит отвечает интересам России. Последовательная позиция Москвы всегда состояла в поощрении процесса национального примирения и межкорейского сотрудничества, снижения напряженности в Северо-Восточной Азии. Реализация этих целей открывает дорогу для продвижения совместных проектов с российским участием. Россия заинтересована в том, чтобы в результате переговоров лидеров Севера и Юга был достигнут прогресс в реализации проекта железнодорожного транзита через Транскорейскую и Транссибирскую магистрали, а также совместных энергетических планов, в частности создания линии электропередачи для поставок энергии из России в обе Кореи.
Георгий БУЛЫЧЕВ, профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН