|
|
N°141, 09 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Написанному не верить
Минфин отказался трактовать Налоговый кодекс
Министерство финансов, похоже, хочет поставить точку в спорах с Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками на предмет трактовки неоднозначных моментов налогового законодательства. Свои собственные письма и разъяснения по вопросам применения налогового законодательства Минфин официально предложил считать не нормативными актами, а лишь информацией к размышлению, но не к обязательному применению, пользоваться которой к тому же можно только под собственную ответственность. Однако очередное разъяснение финансового ведомства запутало ситуацию еще больше.
На подзаконных актах любое ведомство обжигалось не раз, и налоговая служба с Минфином здесь в первых рядах. Без ведомственных нормативных актов не обойтись: прописать в любом из кодексов -- Налоговом, Таможенном, КоАП -- все нюансы права невозможно, поэтому чиновники вынуждены выпускать методические разъяснения. Однако зачастую их трактовка получается абсолютно не соответствующей «духу и букве» закона, чем и пользуются адвокаты, оспаривая в судах действия госорганов. Чтобы не узнавать позицию чиновников «задним числом», запросы в Минфин о правильном понимании норм налогового права юристы крупных компаний составляют пачками.
Минфин, заваленный запросами плательщиков, по большому счету не возражает против того, чтобы своими вопросами и жалобами граждане осложняли жизнь Федеральной налоговой службе. Но закон отдает приоритетное право толкования Налогового кодекса именно министерству. Чиновникам финансового ведомства такое положение дел давно надоело. В письме от 7 августа, опубликованном на официальном сайте министерства, отмечается, что письменные разъяснения Минфина не отвечают критериям нормативного правового акта, а значит, не подлежат обязательной публикации. Это значит, что подобные письменные разъяснения Минфина, опубликованные неофициально, не являются обязательными для исполнения налогоплательщиками вне зависимости от того, адресованы они конкретному заявителю или неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем Минфин отмечает, что зачастую позиция министерства, выраженная в разъяснениях, включая письма конкретным налогоплательщикам, воспринимается как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений. Поэтому возникают вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах Минфина, направленных различным налогоплательщикам в разные периоды времени. Теперь министерство пояснило: содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, "не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином ответа".
В документе подчеркивается, что письма с разъяснениями публикуются в неофициальном порядке. Исключение составляют лишь письма, опубликованные на официальных сайтах Минфина и ФНС. Далее логика минфиновского письма становится немного странной. Как уверяют чиновники финансового ведомства, Минфин не может обеспечить соответствие опубликованной информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса. "Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином", -- говорится в письме.
Кроме того, Минфин советует не воспринимать всерьез собственные письменные разъяснения. Опубликованные письма должны восприниматься наряду с иными публикациями специалистов в этой области, а налогоплательщики могут применять их только под свою ответственность, утверждает министерство.
Попытки покончить с «многовластием» в налоговой сфере, когда налогоплательщик должен выполнять зачастую противоречащие друг другу пояснения Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, предпринимались неоднократно. С тех пор как ФНС находится в подчинении Минфина (уже более трех лет), у двух ведомств обнаружились пересекающиеся полномочия. Налоговый кодекс обязывает и Минфин, и налоговиков работать с плательщиками: давать разъяснения, отвечать на запросы и комментировать сложные положения кодекса. Одновременно на вопросы граждан могут отвечать и региональные УФНС. Таким образом, на руках у налогоплательщика может оказаться сразу три разных ответа на один вопрос. Неоднократно выходили даже такие разъяснения Минфина, в конце которых значилось, что ФНС имеет другую точку зрения. Особенно часто это касалось сроков уплаты налогов.
В конце концов для урегулирования споров между министерством и федеральной службой создали комиссию по взаимодействию. Однако для налогоплательщиков мало что изменилось: в налоговых отношениях с государством каждый хочет иметь максимальную ясность касательно своих обязанностей, но ясности как не было, так и нет. Гражданам никто не запрещает и дальше обращаться с вопросами в налоговые инспекции, но если правды добиться в своей инспекции не удалось, вышестоящей инстанцией для дачи разъяснений все равно остается Минфин. Которому, судя по письму от 7 августа, эта роль явно не по душе.
Ирина СКЛЯРОВА