В отношениях Тбилиси и Москвы возник новый серьезный кризис. Грузия обвинила Россию в нарушении воздушного пространства и бомбардировке своей территории всего в 65 км западнее столицы. Грузинский МИД заявил о «неприкрытой агрессии» и «грубом посягательстве на суверенитет страны». Глава грузинского МВД Иванэ Мерабишвили заявил со ссылкой на показания военных и гражданских радаров, что самолеты взлетели в понедельник вечером с российского военного аэродрома в Моздоке. Как пояснили «Времени новостей» в грузинских силовых структурах, воздушное пространство Грузии было нарушено в 19 часов 31 минуту 6 августа с североосетинского направления. Самолеты-нарушители пролетели территорию Южной Осетии на низкой высоте, после чего, по данным МВД Грузии, в районе села Цителубани в 80 км от границы выпустили управляемую ракету «весом примерно в тонну», которая, к счастью, не разорвалась. Представители МВД Грузии заявили, что ракета обезврежена и на ее обломках обнаружен серийный номер.
Военно-воздушные силы России опровергли информацию о нарушении воздушного пространства Грузии. Заместитель главкома генерал-полковник Анатолий Ноговицын предложил Грузии предоставить «данные средств объективного контроля», но высказал убеждение, что «у грузинской стороны их нет». «Как специалист, я вам докладываю: мы таких задач не получали и не выполняли. Подобного рода обвинения в адрес ВВС несостоятельны», -- заявил генерал.
Грузинская сторона сразу же после инцидента заявила протест российскому послу в Тбилиси Вячеславу Коваленко. Но тот исключил причастность российской авиации к инциденту и недвусмысленно намекнул на то, что и с самой Грузии снимать обвинения пока преждевременно: «Самолеты типа «Су» есть и у грузинской армии». Эта акция «не в российских интересах», заявил посол окружившим его после встречи в грузинском МИДе журналистам.
Заодно выявилась примечательная техническая деталь. Глава МВД Иванэ Мерабишвили заявил, что удар нанесли фронтовые бомбардировщики Су-24. Эти машины делали в СССР на заводе в Новосибирске, и в Грузии таких самолетов, судя по имеющейся информации, нет. Однако в других сообщениях из грузинских источников упоминались штурмовики Су-25. Их производили на заводе в Тбилиси начиная с 1970-х годов, а после распада страны часть машин досталась Грузии. Девять Су-25 были продемонстрированы на военном параде в Тбилиси по случаю Дня независимости 26 мая 2006 года.
К вечеру вчерашнего дня с развернутым комментарием выступил МИД России. «То обстоятельство, что на вооружении грузинской армии имеются самолеты Су-25 (у югоосетинской стороны летательных аппаратов нет вообще), допускает предположение, что определенные силы, действуя по трафарету (достаточно вспомнить
инцидент с мартовским обстрелом в Кодорском ущелье в Абхазии), продолжают нагнетать ситуацию вокруг конфликтов в Грузии», -- говорится в документе. Поясним, что, по утверждениям грузинской стороны, Кодорское ущелье бомбили 11 марта сразу шесть вертолетов, прилетевших из России.
«Всякий раз, когда появляются признаки выхода на договоренности по линии Смешанной контрольной комиссии (СКК), организуются провокации с целью доказать неэффективность ранее созданных переговорных и миротворческих механизмов с российским участием», -- заявили на Смоленской площади. В Москве полагают, что акцию организовали те, кто хочет сорвать усилия по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Замминистра иностранных дел России Григорий Карасин призвал провести «тщательное и быстрое расследование всего произошедшего». Российский МИД выразил уверенность, что результаты расследования "выявят истинных организаторов и участников этих весьма опасных игр".
Факт бомбардировки не стал отрицать российский генерал Марат Кулахметов -- командующий Смешанными силами по поддержанию мира в Южной Осетии. Вместе с наблюдателями ОБСЕ он активно включился в расследование. Ведь село Цителубани находится в Горийском районе Грузии, примыкающем к зоне грузино-осетинского конфликта. Но российский военачальник выдвинул неожиданную версию: «Самолет залетел в зону конфликта с восточной части -- с территории Грузии. Потом в зоне конфликта сделал крен в направлении на юго-запад. В районе села Громи он был обстрелян югоосетинской стороной. В результате летчик, видно, испугался, произвел сброс авиаракеты с резким поворотом на северо-восток и ушел опять в горную часть. В итоге, как говорят местные жители, самолет улетел на восток. Авиаракета, упавшая в районе населенного пункта Цителубани, не взорвалась».
Но версия с обстрелом самолета не понравилась не только Грузии, но и Южной Осетии. Глава МВД непризнанной республики Михаил Миндзаве опроверг сведения об обстреле самолета осетинской стороной, назвав их «сказкой про белого бычка». В интервью «Времени новостей» министр заявил, что «самолет действительно был грузинским, это была провокация, чтобы навеять страх на население, вызвать нас на ответные действия. И все это Грузия делает под диктовку Запада. Что касается того, что мы стреляли, даже если бы это и было так, то летчик бы ничего не заметил. Самолет прилетел из Грузии на высоте трех тысяч метров, а у наших сотрудников в том районе только стрелковое оружие!»
Случившееся -- «хорошо спланированная провокация, и ее цель -- отвлечь мировое сообщество от проводимой Грузией политики государственного терроризма на территории Южной Осетии», цитируют цхинвальские СМИ слова президента непризнанной республики Эдуарда Кокойты. По его словам, «самолет маневрировал долго, свободно и безбоязненно. И после того, как сбросил ракеты, улетел в направлении Грузии. Если бы целью самолетов была незаконно расположенная в зоне конфликта радиолокационная станция грузинской стороны, то такое обвинение еще можно было бы понять, и я уверен, что русские летчики с этой задачей бы справились. Но целью данной провокации было запугивание осетинского населения данной местности, чтобы заставить осетин покинуть родные дома. В любом случае руководство Южной Осетии будет требовать от мирового сообщества расследования всех случаев терактов на территории республики. Мы вынуждены будем просить руководство России обеспечить российских миротворцев соответствующими средствами с целью обеспечения соблюдения ранее подписанных договоренностей о недопустимости несанкционированных полетов над зоной конфликта».
С тем, что
эскалация напряженности в зоне конфликтов в Грузии не в интересах России в связи с проведением Олимпиады-2014 в Сочи, согласна экс-министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили. Из политиков в Тбилиси она единственная высказала сомнения в «российской агрессии». «Этот спектакль мог разыграть глава МВД Мерабишвили, чтобы отвлечь внимание граждан от внутренних проблем», -- приводит слова г-жи Зурабишвили радиостанция «Имеди».
Гела Зозиашвили, замруководителя администрации региона Шида (Внутренняя) Картли, которая контролирует село Цителубани, рассказал «Времени новостей», что «бомба упала всего в нескольких десятках метров от домов местных крестьян, там, где у них сады и огороды, а с другой стороны, метрах в 500, -- автомагистраль, идущая от Тбилиси на запад Грузии. Бомба не взорвалась, а как-то развалилась». По его словам, «село это грузинское, там до 300 дворов, но в нем проживает и несколько осетинских семей».
Вчера место инцидента посетил президент Грузии Михаил Саакашвили. Там он заявил, что это была попытка Москвы изменить грузинский курс. «Вся эта провокация была рассчитана на возникновение паники, нарушение спокойствия Грузии и в итоге изменение политического курса страны», -- сказал президент. Обращаясь на английском языке к сопровождавшим его зарубежным дипломатам, г-н Саакашвили призвал Европу осудить Россию: "Это не проблема Грузии. Это проблема европейской безопасности. Наш ответ на эти провокации -- спокойствие и единство, чего они не ждут. Мы ответим дальнейшим созиданием и развитием".
По данным «Времени новостей», полученным из российских дипломатических источников в Тбилиси, на август или сентябрь намечались переговоры президентов России и Грузии. Судя по всему, эта встреча уже вряд ли состоится.