Время новостей
     N°139, 07 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2007
ФАС не переходит на личности
В «Русском стандарте» выявлены общие недостатки банковской системы
Федеральная антимонопольная служба завершила проверку банка «Русский стандарт», касающуюся его основной деятельности -- предоставления потребительских кредитов. Нарушений законодательства ведомство не нашло. ФАС заявляет, что проблемы касаются банковского рынка в целом. Именно их хочет решить ФАС, обратившись в правительство с идеей о необходимости разработать нормативный акт, предусматривающий единый порядок информирования заемщиков об изменениях в условии кредита, предоставленного любым российским банком.

В июле Генпрокуратура поручила антимонопольной службе провести проверку «Русского стандарта», мотивировав это многочисленными жалобами клиентов, поступающими в ее адрес. Ведомство проверку завершило. «Нарушений антимонопольного законодательства в «Русском стандарте» не выявлено, как нет и специфических проблем, характерных лишь для этого банка», -- рассказал «Времени новостей» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.

До заключения кредитного договора менеджеры «Русского стандарта» дают своим клиентам для ознакомления, требуя расписаться, график платежей по потребительскому кредиту, в котором указана и эффективная ставка, как того требует ЦБ, отмечает ФАС в своем сообщении. При этом, по данным самого «Русского стандарта», за последние полгода эффективная процентная ставка по потребительским кредитам банка снизилась в 1,3--2 раза. Граждане могут получить информацию об условиях предоставления кредита и тарифах по картам «Русского стандарта» непосредственно в месте его оформления. Анализ этих документов показал, что для уведомления клиентов об изменениях условий и тарифов банк применяет только две процедуры: размещение печатных экземпляров на информационных стендах в своих офисах и публикация информации на веб-сайте в Интернете, отмечает ФАС. При этом при подписании заявления-оферты о заключении кредитного договора и договора о кредитной карте клиенты отдельно фиксируют тот факт, что они ознакомились с условиями и тарифами по кредитам и картам «Русского стандарта». Кроме того, клиенты письменно соглашаются с возможностью одностороннего изменения и дополнения банком этих условий.

«Недостатки в информировании клиентов банками носят не единичный характер, они характерны для всей банковской системы. То, что число жалоб от клиентов «Русского стандарта» больше, чем от заемщиков других банков, объясняется большой долей рынка, им занимаемой», -- говорит г-н Кашеваров. В сообщении ФАС подчеркивается: «Согласно представленной информации, «Русский стандарт» в последние полгода проводит работу по совершенствованию процедуры информирования клиентов». Но поскольку недовольство заемщиков давно стало фактом, ФАС считает необходимым до принятия закона «О потребительском кредитовании» издать постановление правительства, предусматривающее порядок информирования банками своих заемщиков. «Согласно п. 1 ст. 10 закона «О защите прав потребителей» по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются правительством Российской Федерации», -- объясняет антимонопольная служба. В постановлении, по мнению ФАС, нужно обязать банки до заключения кредитного договора предоставлять график платежей по потребительскому кредиту, информировать обо всех возможных расходах по кредиту, в том числе об эффективной процентной ставке; направлять индивидуально каждому заемщику информацию обо всех изменениях условий предоставления и обслуживания кредитов.

«Согласно закону об административной реформе, подготовкой постановлений правительства занимаются министерства. Мы направили письмо в правительство с просьбой дать поручение Минздравсоцразвития разработать проект постановления о порядке информирования банками заемщиков об условиях кредита и их изменениях», -- говорит г-н Кашеваров. ФАС настаивает на том, чтобы порядок информирования банком заемщиков был индивидуальным. О том, каким способом это будет сделано (по телефону или письмом, отправленным на домашний или электронный адрес), клиент сможет договориться с банком. «Разумность срока такого уведомления мы сможем определить, ориентируясь на мнение участников рынка. Мы хотим войти в состав рабочей группы по подготовке документа, который, безусловно, будем согласовывать с мнением рынка», -- обещает заместитель главы антимонопольного ведомства.

Елена ХУТОРНЫХ
//  читайте тему  //  Банки