Время новостей
     N°139, 07 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2007
Грозный хозяин
Правозащитников смущает гостеприимство Рамзана Кадырова
Глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает незаконным требование чеченских властей о переводе офисов всех работающих в Чечне гуманитарных организаций на территорию республики. В минувшую пятницу президент Рамзан Кадыров заявил: «Мы никому не диктуем свои условия, нам это в голову не приходит. Но если гуманитарные организации ставят перед собой цель помочь Чеченской Республике и ее народу в сжатые сроки выйти из непростой экономической ситуации, то работать мы должны рука об руку».

Г-н Кадыров напомнил, что до сих пор размещение офисов и, что немаловажно, складов гуманитарной помощи за пределами Чечни -- в Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии -- мотивировалось чеченской нестабильностью и просто опасностью работы в этой республике. Но теперь, по мнению президента, положение дел изменилось к лучшему, и Чечня по ряду параметров стала безопаснее своих соседей. Поэтому президент поручил Леме Магомадову -- бывшему главе республиканского ГИБДД, ныне вице-премьеру, курирующему социальный блок, -- известить гуманитарные миссии о необходимости передислокации в Грозный.

Правозащитники полагают, что никакой речи о необходимости и быть не может, поскольку неправительственные организации могут работать на любой территории, даже если там нет их официального представительства. Инициатива чеченского президента может рассматриваться только в качестве предложения, которое требует к тому же согласования с федеральными властями, не говоря уж о заинтересованных гуманитарных миссиях.

«Последнее время многим правозащитникам в кавычках все труднее обосновывать и доказывать необходимость расходов на их содержание, и им как воздух нужны жареные факты о нестабильности в Чечне, -- пояснил президентскую инициативу чеченский уполномоченный по правам человека Нурди Нухажиев. -- За время чеченской трагедии сложилась когорта деятелей, которых Чеченская Республика, возрождающаяся на глазах, никак не устраивает. Действительные правозащитники давно работают на территории Чечни и шаг за шагом решают конкретные проблемы людей. Кроме того, рекомендация президента совершенно не касается правозащитников, и пусть некоторые деятели от правозащиты не льют напрасно крокодиловы слезы по этому поводу».

В грубых словах чеченского омбудсмена есть доля правды. Из 30 с лишним российских и зарубежных гуманитарных (и правозащитных) организаций большинство уже давно открыли офисы в Грозном, потому что так действительно удобнее работать. Существуют и довольно сомнительные организации типа Общества российско-чеченской дружбы, которое под своим дружелюбным лейблом несколько лет рассылало по российским СМИ «независимые новостные сводки»: «В городе Джохаре (сепаратистское название Грозного. -- Ред.) моджахеды атаковали колонну оккупационных войск. Трое оккупантов убиты, двое моджахедов стали шахидами». Но большинство таких курьезов осталось в прошлом, в регионе действительно в основном работают люди, занятые серьезными программами помощи.

Впрочем, любая раздача гуманитарной помощи, даже если число местных сотрудников сведено к минимуму, на различных фазах порождает злоупотребления, об этом известно не только по опыту Северного Кавказа. Г-н Нухажиев не случайно отделил правозащитников -- то есть людей, занимающихся в основном юридическим консультированием граждан, -- от гуманитарных миссий, распределяющих гуманитарную помощь с их складами и инфраструктурой, контроль над которой всегда был крайне интересен для властей в регионе размещения. В период наибольшего обострения конфликта Чечня очень ревниво относилась к Ингушетии, приютившей на своей территории большинство миссий, хотя как раз склады, как правило, оставались на других, еще более спокойных территориях.

Но иногда давление на гуманитарные миссии имеет совсем уж экзотические мотивы, и это совсем необязательно привычное подозрение в шпионаже. В феврале 2006 года Рамзан Кадыров пригрозил выдворением из Чечни миссии Датского совета по беженцам, который в годы конфликта реально кормил чуть ли не четверть населения республики, в связи с публикацией в датской прессе оскорбительных с точки зрения мусульман карикатур на пророка Мухаммеда. Датский совет свернул было офис в Грозном, но скандал приобрел международный характер, и правозащитники вернулись. В том же 2006 году прокуратура Ингушетии предъявила иски трем миссиям из США, Германии и Великобритании, которые не прошли процедуру перерегистрации. Немцы и американцы отстояли свою правоту в суде, а англичане свернули северокавказский проект.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Чечне