|
|
N°6, 16 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Блудные акции
У прокуроров и у ЮКОСа разные взгляды на судьбу активов ВНК
История с несостоявшейся в декабре 2001 года продажей госпакета акций Восточной нефтяной компании (ВНК) неожиданно получила криминальное продолжение. Как выяснилось, МВД РФ объявило в международный розыск Рамиля Бурганова -- члена Совета директоров ВНК и управляющего делами «дочки» ЮКОСа -- компании «ЮКОС-ЭП». Следователи обвиняют его в выводе основных активов ВНК -- крупных пакетов акций шести предприятий, в том числе «Томскнефти». Ценные бумаги по сложной цепочке оказались в офшорах, и по этому факту было возбуждено уголовное дело. В его рамках милиционеры уже допросили ряд руководителей ЮКОСа.
Расследование этого дела ведет Главное следственное управление (ГСУ) МВД РФ по Центральному федеральному округу. Версия следствия, изложенная газете «Время новостей», такова. Когда в 1994 году создавалось ВНК, государство внесло в ее уставной капитал акции ряда предприятий, в том числе «Томскнефти». В 1997 году контрольный пакет акций ВНК (54%) приобрел ЮКОС, а 36,8% -- остались у государства. Управлять ВНК новый владелец поручил ЗАО «Роспром» во главе с Василием Шахновским. В 1998 году Шахновский выдал доверенность на право подписания договоров от имени ВНК Рамилю Бурганову, занимавшему пост управделами компании «ЮКОС-ЭП». После этого, как утверждают следователи, ВНК начала активно обменивать у офшорных фирм акции основных «дочек» на другие ценные бумаги. Делалось это без положенных по закону в таких случаях общего собрания акционеров и единогласного решения совета директоров ВНК. В частности, Рамиль Бурганов подписал документы о передаче офшорам акций «Томскнефти», Ачинского нефтеперерабатывающего завода и ряда других предприятий. Причем ценные бумаги этих предприятий были внесены в ВНК как раз государством. Взамен Восточной нефтяной компании, по версии ГСУ, достался от офшоров небольшой пакет акций самого ЮКОСа, но и он был вскоре обменен на акции некоего ЗАО «Фрегат», которое, как считают следователи, ничего ценного собой не представляет. Акции же шести «дочек» ВНК в конце концов оказались у трех фирм -- «Фостер» (Кипр), «Идеал» (Белиз), «Энсинг» (Багамские острова). Таким образом, по мнению представителей МВД, Восточная нефтяная компания лишилась своих основных активов. После чего прокуратура Москвы возбудила по факту увода активов ВНК уголовное дело, а расследование его было поручено ГСУ. Первым следователи допросили Василия Шахновского, занявшего к тому времени пост вице-президента ЮКОСа. Однако он сообщил, что выдал Бурганову доверенность, якобы не зная о планах последнего. Сам Рамиль Бурганов вначале исправно приходил на допросы, где утверждал, будто подписывал все бумаги по приказу руководства, однако потом на вызовы следствия реагировать перестал. Тогда ему заочно предъявили обвинение по статье 160 УК РФ (растрата). В конце прошлого года Бурганова объявили вначале в федеральный, а потом и международный розыск. При этом МВД наложило арест на реестр акций шести упомянутых «дочек» ВНК.
Все эти события совпали с решением государства выставить на продажу свои 36,8% акций ВНК, на которые претендуют сам ЮКОС и Тюменская нефтяная компания. Аукцион был намечен на 29 декабря прошлого года, однако в последний момент его со скандалом отложили. Во-первых, подключившийся к расследованию аудитор Счетной палаты (СП) счел, что стартовая цена за акции в 225 млн долларов слишком мала. А во-вторых, как утверждают в ГСУ, ЮКОС не выполнил обещаний, данных властям. По словам следователей, правительство, МВД и СП настоятельно потребовали от компании «ЮКОС-ЭП», которая сейчас управляет ВНК, вернуть выведенные в офшоры активы. «ЮКОС-ЭП» пообещал все сделать, но к условленному сроку этого не произошло. Тогда, как утверждают в МВД, представители Счетной палаты написали письмо на имя Михаила Касьянова с просьбой перенести конкурс.
В ЮКОСе, однако, с версией следователей не согласны. Руководитель пресс-службы ЮКОСа Максим Пучков заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что все активы ВНК еще перед объявлением даты аукциона находились на балансе Восточной нефтяной компании. По его словам, после того как в 1997 году ЮКОС приобрел контрольный пакет ВНК, недобросовестные кредиторы предприняли попытку нелегитимного захвата активов ВНК и, в частности, попытались наложить арест на принадлежавшие ВНК акции нефтедобывающего предприятия «Томскнефть». Именно в целях сохранения активов Восточной нефтяной компании, крупный пакет акций которой принадлежит государству, советом директоров ВНК было принято решение о заключении договоров обратного выкупа. По условиям договора ВНК получила право обратного выкупа этих акций. В апреле прошлого года совет директоров Восточной нефтяной компании принял решение вернуть акции «дочек», что, утверждает Максим Пучков, недавно и произошло. По его словам, следствие по якобы существующему выводу активов длится уже третий год, однако правоохранительные органы до сих пор не представили достаточных оснований для передачи дела в суд.
Эксперты, к которым корреспондент газеты «Время новостей» обратился за подробностями перипетий с акциями ВНК, согласились побеседовать на условиях анонимности. По их словам, перед покупкой ЮКОСом контрольного пакета акций ВНК ряд бывших топ-менеджеров ВНК наделали очень сомнительные долги, в связи с чем томские спецслужбы якобы даже вели расследование. В частности, офшорной фирме «Биркенхольц» Восточная нефтяная компания оказалась должна 22 млн долларов. «Биркенхольц» же в обеспечении этих долгов потребовал через региональные суды наложить арест на акции шести самых привлекательных «дочек» ВНК. Чтобы не потерять эти акции -- что грозило, в частности, утратой ценности государственной доли в ВНК, -- ЮКОС и вывел их в офшоры.
Таким образом, версии относительно целей вывода активов ВНК принципиально противоположны -- от «растраты» до «спасения».
Александр ШВАРЕВ