Церковь на высшем уровне отреагировала на
открытое письмо деятелей науки, недовольных «всевозрастающей клерикализацией российского общества». Через две недели после публикации «письма десяти академиков», которое подписали в том числе нобелевские лауреаты Виталий Гинзбург и Жорес Алферов, их заявление прокомментировал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В минувшую субботу предстоятель РПЦ на встрече с президентом Удмуртии Александром Волковым заявил, что церковь уважает Конституцию, гарантирующую светский характер Российского государства. «Церковь не вмешивается в жизнь государства, а государство не вмешивается в дела церкви», -- подчеркнул он, сделав, однако, оговорку о том, что другое дело -- отношения с обществом. По мнению Алексия II, «церковь в нашей стране не может быть отделена от общества и народа». А российское общество становится все более воцерковленным, оставляя в прошлом общеобязательное воинствующее безбожие. Поэтому и письмо ученых, по мнению патриарха, не более чем «отголосок атеистической пропаганды».
Иерархи РПЦ и ранее не отказывали себе в удовольствии покритиковать ученых, обратившихся с письмом к Владимиру Путину. Наиболее оперативно отреагировал замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин, усмотревший в выступлении академиков стремление части истеблишмента ограничить роль церкви в обществе. «Церковь нельзя заключить в рамки приходской жизни, это не удалось даже советской власти. Не удастся это и псевдодемократам, которые, очевидно, воспринимают демократию как максимальные возможности для себя, а народу оставляют роль послушного стада», -- заявлял о. Всеволод.
Патриархию поддержали и представители того самого воцерковленного общества, опубликовавшие контробращение к власти. Писатели Валентин Распутин, Василий Белов, шахматист Анатолий Карпов и другие авторы этого письма сравнили академиков с атеистами 30-х годов и вспомнили об уничтожении храмов как «очагов мракобесия» и расстрелах священников: «Чувствуется, что годы нравственного и духовного воспитания академиков как раз и совпали с годами этого погрома отечественной культуры».
Как известно, в основном в обращении академиков шла речь о вторжении религии в сферу науки -- обращаясь к президенту Путину, ученые выразили недоумение тем фактом, что РПЦ предложила ввести теологию в перечень научных специальностей. Патриарх, вступая с представителями светской науки в заочную полемику, заметил, что преподавание теологии в университетах -- обычная практика, принятая во всем мире. Алексий II подчеркнул, что преподавание основ православной культуры также не надо рассматривать как посягательство церкви на школу, ибо ОПК -- не Закон Божий, не богословская, а культурологическая дисциплина.