Одобрив в ночь на воскресенье военный бюджет США, члены палаты представителей американского конгресса показали, какой они видят будущую военную стратегию своей страны. Впервые 100 млн долл. были выделены отдельной строкой на реализацию программы под кодовым названием «Немедленный глобальный удар». Объектом этого удара с использованием всей американской военной мощи -- за исключением ядерного оружия -- может стать любая страна, заподозренная в связях с международным терроризмом, разработке оружия массового уничтожения или вынашивании других антиамериканских планов.
Общая сумма, которую американские законодатели нижней палаты согласились выделить на будущий год Пентагону, составляет 460 млрд долл. Это на 3,5 млрд долл. меньше бюджетного запроса Белого Дома, но на 43,2 млрд больше, чем оборонный бюджет США текущего года. Законопроект поддержали 395 конгрессменов, против высказались всего 13 членов палаты представителей. Укрепление военной мощи объединило республиканцев и демократов -- оппоненты Буша имеют в нижней палате представителей большинство голосов и традиционно воюют с республиканской администрацией по вопросам военных ассигнований.
Нынешний компромисс сторонников Белого Дома и его противников зиждется на трех китах. Во-первых, демократическое большинство палаты представителей отказалось включить в военный бюджет на 2008 год ассигнования в 142 млрд долл. на ведение военных операций в Афганистане и Ираке. Эту сумму в течение всего нынешнего года безуспешно пытается «выбить» из конгресса администрация Буша. Демократы настаивают, что выделение дополнительных средств на афганскую и, главное, иракскую кампанию должно быть увязано с определением точных сроков ухода американских войск из Ирака. Белый Дом отказывается это сделать и уже наложил вето на соответствующий законопроект. Теперь конгрессмены пообещали вернуться к вопросу в сентябре по завершении парламентских каникул.
Во-вторых, демократы урезали амбиции Буша в области противоракетной обороны (ПРО). В первую очередь это касается размещения объектов ПРО в Восточной Европе. Запрашиваемая администрацией США и Пентагоном на эти цели сумма в 310 млн долл. уменьшена почти вдвое, до 171 млн долл. Всего же на 2008 год расходы на ПРО США предусмотрены в размере 8,5 млрд долл. Это на 1 млрд долл. больше ассигнований 2007 года, но опять-таки меньше, чем хотел получить президент Буш.
Однако при этом демократы вместе с республиканцами расщедрились на другую военную программу Белого Дома. По своим непредсказуемым последствиям «Немедленный глобальный удар» опаснее и хаоса в Ираке, и системы ПРО. Причем опаснее как для отдельных государств, так и для всей системы контроля над вооружениями.
Эта программа позволяет США нанести удар с применением неядерных вооружений по любому географическому пункту в течение часа после получения приказа из Белого Дома. В настоящее время Пентагон в этих целях реализует два проекта, обеспечивающих новую стратегию. Это установка обычных боезарядов взамен ядерных боеголовок на ракеты морского базирования типа «Трайдент» и создание новой сверхскоростной крылатой ракеты. Теперь законодатели предлагают дополнить этот арсенал новыми разработками. Детали раскрыты не были -- в законопроекте говорится лишь о том, что 100 млн долл. пойдут на «разработку таких технологий, как системы движения и навигации, планирование миссии, проектирование возвращаемого аппарата, моделирование и имитирование среды, а также системную инфраструктуру». Конгресс поручил Пентагону не позднее 31 января 2008 года представить подробный доклад с изложением основных возможных технологических решений и ожидаемых расходов по программе «Немедленного глобального удара».
Решение американских законодателей профинансировать программу «Немедленного глобального удара» эксперты оценивают как свидетельство намерения США выйти из режима Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Этот документ был подписан между СССР и США 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Его участниками ныне являются Россия, США и три неядерных государства -- Белоруссия, Казахстан и Украина. Действие договора истекает 5 декабря 2009 года -- если к этому времени Москва и Вашингтон не договорятся о его продлении.
Разработка новых систем наступательных вооружений и замена боеголовок на «Трайдентах» явно не соответствуют российско-американскому договору. «У американцев давно существовали планы переоснастить ракеты зарядами в неядерном снаряжении для того, чтобы использовать их для нанесения ударов в любой точке мира. А мешает этому как раз Договор СНВ-1», -- отметил в беседе с «Временем новостей» директор российского Института политического и военного анализа Александр Шаравин. «Если американцы выйдут из договора, у них не будет ограничений по применению стратегических ракет в неядерном снаряжении. Возникнет принципиально новая ситуация, потому что мы никогда не рассматривали возможность применения подобных ракет. Любая точка мира будет для них доступна практически моментально. Никто не сможет даже вовремя засечь пуск ракеты. Кроме того, останется возможность обратной перестановки боеголовок -- с неядерных на ядерные, что еще больше затруднит какой-либо контроль», -- подчеркнул эксперт.
США реализуют программу «Немедленного глобального удара» не только для того, чтобы наносить удары по базам террористов. «Пока Россия и США уравновешивали и контролировали друг друга, на мировой арене появились новые важные игроки, в первую очередь Китай. Российские и американские арсеналы ракет средней и малой дальности подпадают под договорные ограничения, а китайцы свободно наращивают свои арсеналы и уже имеют порядка 700 таких ракет. Пекин утверждает, что эти ракеты нацелены на Тайвань, но ничто не мешает им перенацелить их на другие направления. А 700 ракет в ядерном снаряжении рядом с нашей границей будут играть роль почти стратегического оружия, потому что покроют огромный регион -- от Читы до Владивостока. Так что и России, и США есть чего опасаться. Американцы хотят обезопасить себя на тот случай, если китайцы начнут продвигаться в военной области так же быстро, как обещают. Китайское руководство уже заявило о намерении иметь через год свою космическую навигационную систему в составе пяти стационарных спутников и 30 нестационарных, а это уже в два раза превышает возможности России», -- напомнил г-н Шаравин.
На словах администрация Джорджа Буша пока привержена контролю над стратегическими наступательными вооружениями.
В совместном заявлении от 3 июля главы внешнеполитических ведомств России и США Сергей Лавров и Кондолиза Райс подчеркнули намерение «осуществлять сокращения стратегических наступательных вооружений до минимально возможного уровня, отвечающего требованиям обеспечения их национальной безопасности и союзническим обязательствам». Однако в Пентагоне уже используют другую лексику.
Глава Стратегического командования США генерал Джеймс Картрайт на днях призвал администрацию Буша не продлевать действие Договора СНВ-1 для того, чтобы иметь возможность дать «достойный отпор поведению России». А тот факт, что как раз в настоящее время его фигура проходит процедуру утверждения на пост замглавы Объединенного комитета начальников штабов армии США, придает заявлениям генерала особый вес.