|
|
N°6, 16 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У медной горы может появиться хозяин
УГМК готова к конкурсу на освоение крупнейшего в мире месторождения меди
На встрече губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с одним из основных владельцев Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Искандером Махмудовым утвержден окончательный вариант проекта соглашения между главами исполнительной власти Свердловской и Читинской областей. Оно будет подписано 30 января в ходе визита Росселя в Читу. Само по себе соглашение носит рамочный характер. Однако прилагаемый к нему протокол предусматривает объединение усилий двух губернаторов для «обеспечения взаимовыгодных условий по совместной производственно-хозяйственной деятельности, эффективному использованию Удоканского месторождения меди и других полезных ископаемых, находящихся на территории Читинской области».
Фактически это первый шаг к тому, чтобы Уральская горно-металлургическая компания получила право на освоение одного из самых богатых в мире месторождений медного концентрата. Запасы его составляют 20 млн тонн меди. Четверть века назад необходимость освоения Удокана служила одним из основных аргументов для прокладки БАМа. Однако масштабы и сложность «медного проекта» были таковы, что месторождение так и осталось неосвоенным.
Проект УГМК, уже переданный в администрацию Читинской области, предусматривает инвестиции в месторождение в объеме 400 млн долларов. В планах -- строительство на севере Читинской области обогатительного комбината, способного перерабатывать ежегодно 10 млн тонн руды (в чистом виде это 130--140 тысяч тонн меди). В дальнейшем концентрат будет поступать на медеплавильные комплексы Урала. Ожидается, что к 2008 году Удокан будет уже на треть покрывать потребности УГМК в концентрате (в прошлом году компания произвела 330 тыс. тонн меди, планы на этот год -- 360 тыс. тонн).
На сегодня сырьевая база самого Урала уже истощена, для медеплавильных заводов региона требуются новые источники сырья. Освоение Удоканского месторождения становится особо актуальным в связи с ожидаемым резким снижением поступлений на переработку медного лома. Это объясняется тем, что с начала 90-х годов потребление меди в России резко сократилось, соответственно сжался и рынок вторичного сырья. «Под увеличением «наших» потребностей в сырье мы имеем в виду не только УГМК, но и другие предприятия, например медеплавильный комплекс города Карабаш, -- говорит генеральный директор УГМК Андрей Козицын. -- Мы рассматриваем Удокан как плацдарм, где действительно много месторождений, поэтому, возможно, и другие компании займутся их освоением, не только мы». Так, по оценкам, на Удокане находятся большие запасы энергетических углей, взять которые можно будет после создания необходимой инфраструктуры.
В УГМК надеются, что визит в Читу и Чару Эдуарда Росселя поможет им выиграть конкурс и получить лицензию на освоение Удоканского месторождения. В свердловском правительстве этот проект считают выгодным как для региона-донора -- Свердловской области, так и для дотационного Забайкалья. Для первой это означает обеспечение сырьем и заказами ее заводов, для второй -- расширение налогооблагаемой базы, загрузку убыточной Байкало-Амурской магистрали.
Однако вмешательство губернаторов потребовалось не только для того, чтобы объединить усилия двух регионов. Есть и другая причина, которую уральские металлурги особо не скрывают: по их словам, Министерство природных ресурсов РФ, несмотря на многочисленные просьбы, пока не спешит с организацией конкурса на выдачу лицензии. «Мы рассматриваем подписание этого соглашения как еще один толчок к организации конкурса и предпосылку к тому, чтобы, объединив усилия, в кратчайшие сроки освоить это месторождение», -- заявили газете «Время новостей» в УГМК.
«Там нельзя построить еще один Норильск»
Ситуацию с освоением Удоканского месторождения корреспонденту газеты «Время новостей» Виктору БЕЛИМОВУ прокомментировал технический директор УГМК Константин ПЛЕХАНОВ.
-- Константин Анатольевич, кто является основными конкурентами УГМК по освоению Удокана?
-- Сегодня явную заинтересованность выражает только корпорация «Казахмыс». Поначалу заявлял о себе «Норильский никель», но потом он потерял интерес.
-- Существуют ли другие подходы к освоению этого месторождения?
-- Да. Скажем, строительство ГОКа мощностью 20 млн тонн (в два раза больше, чем мы предлагаем) или строительство в Чаре полного производственного цикла: с металлургическими заводами, электролизом, получением чистой меди. На наш взгляд, это не оптимально, если принять во внимание сложные природные, географические, геологические условия, да и электроэнергии там достаточно только для ГОКа. Плюс проблемы социальной сферы. Мы изучили ситуацию детально. Там есть коммуникации, котельные, они проложены с запасом. То есть предполагалось дальнейшее развитие города Чары. Но этих резервов не хватит для того, чтобы построить там еще две Чары или еще один Норильск.
-- Вы перечислите предложения ваших конкурентов?
-- Официально их, может, и нет, но кулуарно они высказываются, обсуждаются.
-- Какие научные институты будут заниматься разработкой месторождения?
-- Генеральным подрядчиком по строительству Удоканского ГОКа, если мы выиграем конкурс и получим лицензию, будет «ЗабайкалцветметНИИпроект». Это головной институт. На подряде будут еще два: горную часть поручим проектировать НИИ «Уралгипроруда», а обогащение -- НИИ «Уралмеханобр». Это огромный кусок хлеба для них на многие годы.
Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург