Время новостей
     N°6, 16 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2002
Путин поступил по-божески
Президент предоставил священникам отсрочку от воинской службы
Во вторник Владимир Путин подписал указ «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу». Для российских религиозных организаций президентом установлена квота «до 300 человек», которым отныне позволено служить не родине, а исключительно Богу. Правда, лишь в том случае, если эти лица уже получили «в установленном порядке» духовный сан или звание, занимают в религиозных организациях «соответствующие должности» и, наконец, их на этих должностях нет возможности заменить «иными лицами». Набор условий получается довольно сложным, однако, по словам источников газеты «Время новостей» в военном ведомстве, «в реальности скорее всего дело ограничится банальным распределением квот на отсрочку от службы среди официальных российских конфессий». Подробные правила предоставления «божественной» отсрочки г-н Путин поручил разработать правительству. И вряд ли они появятся на свет раньше чем через пару месяцев, осенний призыв-2001 официально завершился в новогоднюю ночь, а следующий традиционно начнется только 1 апреля.

Отвечающее за призыв в вооруженные силы Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ) Генштаба приняло известие о новом виде отсрочки с должным смирением. Впрочем, сами по себе 300 священников в масштабах всей армии, конечно же, «погоды не делают». По данным ГОМУ, предусмотренные ныне российским законодательством отсрочки и правила полного освобождения от службы и без того избавляют от необходимости идти в армию почти 90% всех призывников. И отсрочки по профессиональному признаку, к числу которых относится и нынешний указ по священнослужителям, занимают среди них далеко не последнее место. Закон освобождает от армии сельских врачей и педагогов, работников ряда предприятий и организаций (составленный в МЭРТ их общий список насчитывает более четырехсот наименований) атомной отрасли и военно-промышленного комплекса. Кстати, религиозная квота на отсрочки недотягивает даже до квот, данных Минкульту и РАН, которым разрешено освобождать от каждого призыва соответственно по 600 и 500 «одаренных юношей». Однако львиная доля отсрочек от службы (по данным ГОМУ, около 60%) приходится все же на студентов дневных отделений российских вузов. Поэтому военное ведомство уже давно пытается если и не отменить студенческую вольницу в принципе, то хотя бы серьезно урезать список вузов, обучение в которых освобождало бы от рекрутской повинности. Накануне очередного весеннего призыва генералы готовятся пойти «в последний и решительный бой» со студенчеством: в Госдуму и правительство уже переданы предложения, подготовленные на сей счет в Минобороны и Генштабе. В двух словах они сводятся к тому, что отсрочки предложено оставить лишь студентами, которые попадут в число счастливчиков, получающих высшее образование по некоему согласованному на правительственном уровне «госзаказу на специалистов».

Русская православная церковь (РПЦ) с нескрываемой радостью восприняла путинский указ о «божественных» отсрочках. По словам официального представителя Московского патриархата Виктора Малухина, это «разумная и своевременная мера», которая «отвечает интересам общества». Хотя в последние годы православное духовенство весьма последовательно пыталось упрочить свое влияние в вооруженных силах. В том числе и достаточно нетрадиционными методами: священники выходили в дальние походы на борту российских атомных субмарин, присутствовали на боевом дежурстве ракетных войск стратегического назначения, освящали боевую технику и благословляли военнослужащих в период самых тяжелых боев в Чечне. Как правило, не отказывалось священство и собственно от воинской службы. Еще несколько лет назад на островах Соловецкого архипелага была сформирована особая радиотехническая рота противовоздушной обороны, срочную службу в которой несли исключительно монахи и послушники известного монастыря. А в тех местах дислокации российской армии, которые были слишком удалены от православных приходов, военное руководство само строило храмы и находило деньги на оплату труда священников. При этом возникали порой весьма курьезные ситуации: скажем, настоятель православного храма 201-й российской мотострелковой дивизии в Таджикистане числился по штатному расписанию своей части как водитель-механик боевой машины пехоты.

Юрий ГОЛОТЮК