Нужно ли создавать разные версии истории для евреев и арабов, живущих в одном государстве? Об этом «Времени новостей» рассказал один из разработчиков нового учебного пособия, профессор истории Еврейского университета в Иерусалиме Моше ЦИМЕРМАН.-- Можно ли излагать историю с точки зрения разных национальностей? Не теряет ли при этом история как наука своей универсальности?-- Не существует такого понятия, как «универсальная история», поскольку не бывает одной для всех интерпретации происшедших событий. Даже среди евреев нет одного видения истории: ультрарелигиозные и светские евреи совсем по-разному смотрят на события, связанные с еврейским народом. Что уж тогда говорить о различиях в арабской и еврейской интерпретации истории. Надо признать: то, что для евреев было победоносной войной за независимость, для арабов стало национальной трагедией. В этом и есть истинность повествования. Мы живем сегодня бок о бок с арабским населением, поэтому не можем игнорировать их точку зрения.
-- А если это лишь углубит раскол в обществе и научит арабских школьников ненавидеть Израиль?-- Раскол между евреями и арабами существует с момента провозглашения независимости Государства Израиль в 1948 году. Введение «арабской версии» этих событий не усугубит и без того сильный раскол в обществе. Более того, если каждая из сторон будет продолжать игнорировать другую точку зрения, то ощущение вражды и чувство ненависти только усилятся. А вот готовность к диалогу, которая будет исходить из понимания права народа на интерпретацию своей истории, сможет сблизить конфликтующие стороны.
-- Если отвлечься от интерпретации истории разными национальностями, как в действительности развивались события в 1948 году?-- Конфликт, который начался в 1948 году, -- это классический конфликт за территорию, подобных которому мы видим множество в истории человечества. Тут были победитель и побежденный. Часть из тех, над кем Израиль одержал победу, в страхе покинули свои дома, другая же часть предпочла остаться. Вполне естественно, что те, кто остался в своих домах, воспринимают как катастрофу раскол, который произошел в 1948 году среди арабского населения подмандатной Палестины.