В ближайшие несколько лет Дальний Восток и Забайкалье должны получить дополнительно из федерального бюджета около 430 млрд руб., а с учетом частных инвестиций -- 566 млрд руб. В регионе будут построены объекты электроэнергетики, транспортной инфраструктуры, обрабатывающие производства и т.д. Соответствующая федерально-целевая программа (ФЦП) развития Дальнего Востока на 2008--2013 годы была принята правительством накануне. Ее главная цель -- остановить отток из огромного региона и без того малочисленного населения, создав людям достойные условия жизни и предоставив им работу.
Дальний Восток и Забайкалье, а это более 40% российской территории, по сути, объявлены «ударной комсомольской стройкой». Дальше действительно медлить нельзя. Без опережающего развития территории оттуда уедут все кто сможет. А уехало уже немало: с 1989 года, по данным Министерства экономического развития, 20% населения региона. Только с 1996 по 2006 год Дальний Восток покинуло 720 тыс. человек (сейчас там проживет 8,7 млн россиян). Как известно, свято место пусто не бывает. Только в трех приграничных с Россией провинциях Китая живет более 100 млн человек. Необходимость принятия срочных мер заставила правительство даже пойти на нарушение регламентов: ФЦП утверждена раньше стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая будет готова только через год. Иными словами, не от хорошей жизни телега оказалась впереди лошади.
Про комсомольцев-добровольцев на заседании кабинета министров вспомнил Михаил Фрадков. Еще в марте на одном из заседаний
государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, которую возглавляет премьер, министр юстиции Владимир Устинов озаботился вопросом, кто же будет реализовать новые грандиозные планы подъема дальневосточного региона. «У нас строили либо комсомольцы, либо зэки. Комсомольцы разбежались, а про зэков не говорим», -- вопрошал тогда глава Минюста.
Вчера Михаил Фрадков ответил на вопрос бывшего генерального прокурора: «Наверное, пора уже комсомольские стройки возрождать, я прошу прощения за старую терминологию, но надо молодежь привлекать в строительные отряды».
Впрочем, на этом премьер не остановился и предложил пополнить трудовые ресурсы дальнего региона более опытными и знающими работниками. «Может быть, руководителей попросить, которые сейчас в Москве и в Санкт-Петербурге, выехать на несколько лет и возглавить некоторые направления в этом регионе, своим личным примером показать заинтересованность руководства страны обустраивать Дальний Восток». В зале заседания раздались нервные смешки.
Действительно планы таковы, что без существенного притока рабочей силы их вряд ли удастся реализовать. По словам представлявшего ФЦП заместителя министра экономического развития и торговли Виталия Савельева, предполагается построить 59 объектов электроэнергетики (чтобы снизить запредельные тарифы, в разы превышающие среднероссийский уровень), реконструировать 22 аэропорта, 13 портов, проложить 6,5 тыс. км автодорог, построить ряд перерабатывающих предприятий, в том числе целлюлозно-бумажный и горно-обогатительный комбинаты, возможно, нефтехимические производства (первый вице-премьер Сергей Иванов, например, не сомневается, что на «дальнем» конце нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан надо строить нефтеперерабатывающий завод). При этом, как сказал г-н Савельев, десять проектов по развитию промышленной инфраструктуры Дальнего Востока могут претендовать на средства из инвестиционного фонда. Их общий объем финансирования -- более чем 700 млрд руб., из которых 170 млрд могут быть выделены как раз из инвестфонда.
Между тем Владивосток, который должен стать центром экономического и политического влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, будет развиваться по отдельной подпрограмме внутри общей ФЦП. На развитие столицы Приморья, претендующей на проведение в 2012 году саммита Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, из федерального бюджета выделяется 100 млрд руб., а с учетом регионального бюджета и внебюджетных источников сумма возрастает почти до 150 млрд руб. В городе необходимо будет построить гостиницы, конгресс-центр, оперный театр, а также мост на остров Русский, где, по одному из вариантов, пройдут основные мероприятия саммита.
Впрочем, по меньшей мере одну важнейшую для региона проблему ФЦП не решает, о чем напомнили на заседании правительства первый вице-премьер Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин. Речь идет о тарифах на пассажирские авиаперевозки. «Кроме военных, авиасообщения между центральной Россией и Дальним Востоком практически нет. Только очень богатые люди могут себе это позволить», -- заявил г-н Иванов, сообщив, что билет стоит 30--40 тыс. руб. «В Таиланд сейчас слетать дешевле, чем на Дальний Восток», -- возмущался первый вице-премьер. По его убеждению, одним из побудительных мотивов для привлечения россиян на Дальний Восток может стать субсидирование цен на авиабилеты. Игорь Левитин добавил, что то же самое необходимо сделать и в отношении билетов на поезд. «Минтранс просит предусмотреть механизмы таких компенсаций в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы РФ на 2010--2015 годы", -- сказал министр.
Окончательного решения по этому вопросу принято не было, однако премьер нашел способ ускорить процесс, вернувшись к тому, с чего начал заседание. «Надо направить туда руководителей из Москвы, ответственных за транспорт, а жена смогла бы приезжать раз в полгода, да еще платила бы там за услуги ЖКХ... Если хотим решить эти вопросы (повышенных транспортных тарифов. --
Ред.), надо, чтобы руководитель пропустил их через себя», -- сказал г-н Фрадков. Фамилии тех, кто поедет поднимать Дальний Восток, как, впрочем, и тех, кто будет отвечать за организацию стройотрядов, вчера названы не были. А "комсомольцы-добровольцы" среди федеральных чиновников пока не появились.