|
|
N°6, 16 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Северный альянс
Министр финансов Норвегии вступил в брак с медиамагнатом
Победоносное сражение гомосексуалистов за половое равноправие вышло на самый высокий политический уровень. Как стало известно вчера в Осло, 4 января 52-летний министр финансов Норвегии Пер-Кристиан Фосс официально вступил в партнерский брак со своим другом, 50-летним Яном Эриком Кнарбакком. Оба мужчины давно не скрывали своих интимных отношений. Тем не менее церемония прошла подальше от любопытных глаз в здании норвежского посольства в Стокгольме. Один из виновников торжества, г-н Фосс, в коротком комментарии подтвердил факт заключения формального брака со своим партнером, однако уклонился от комментариев. «Все остальное -- это наше личная жизнь», -- сказал он газете Dagens Naeringliv, в которой прежде работал г-н Кнарбакк.
Это первый случай, когда в официальный гомосексуальный брак вступает член правительства. Его возлюбленный тоже не из простых: популярный в недавнем прошлом журналист и редактор, он является сейчас одним из руководителей крупного скандинавского медиаконцерна Schibsted ASA.
Новоиспеченные супруги уже давно живут вместе в комфортабельной квартире в элитном районе городе Фрогнер. В преддверии прошлогодних выборов в парламент г-н Фосс открыто заявил товарищам по правой партии «Хейре»: «Я принадлежу к сексуальному меньшинству, и моим партнером является господин Кнарбакк. Прошу любить и жаловать. Остальное на ваше усмотрение». В результате такого чистосердечного признания его политическая репутация не только не пошатнулась, а наоборот -- Фосс возглавил список кандидатов на выборах от партийной организации Осло. Он считается одним из самых блестящих политиков своей партии, его даже прочат в лидеры правых.
Парадокс в том, что в состав коалиционного правительства вместе с Фоссом входит председатель Христианской народной партии Валгерд Свархстад Фраугладн. Она ярый противник однополых браков. Однако министр финансов комментировать позиции коллег отказался. «Единственное, что я могу сказать, так это то, что я голосовал за закон, позволяющий заключать браки лицам сексуального меньшинства», -- заявил новобрачный. Этот закон вступил в силу 1 августа 1993 года, только за последние два года в Осло заключено сто подобных браков.
В начале 90-х северные страны стали первопроходцами легализации гомосексуальных браков, первой это сделала Дания. За скандинавами последовали Голландия, Исландия и Германия (несмотря на активное противодействие христианских партий и их земельных лидеров в Баварии и Саксонии). В Скандинавии и Нидерландах однополые браки регулируются теми же правилами развода и взятия на воспитание детей, которые существуют для разнополых пар. Во Франции по инициативе левых принят закон о сожительстве, фактически уравнивающий гетеросексуальные браки и совместное проживание партнеров-геев и лесбиянок. В Бельгии государство ввело на однополые семьи такой немалый налог, что фактические супруги предпочитают жить «нерасписанными». В Канаде юридическое различие между гетеросексуальными и гомосексуальными браками постепенно сходит на нет. В США последние узаконены в штате Вермонт и на Гавайях. В Австралии геи и лесбиянки также имеют право на беспрепятственное заключение браков, хотя правительство это не поощряет.
В мире политики самыми известными геями являются коллеги-градоначальники -- мэр Парижа Бертран Деланое и правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт. Представитель соцпартии Деланое объявил о своей нетрадиционной сексуальной ориентации как о чем-то совершенно обычном еще три года назад. При этом он заметил, что эта особенность его натуры помогает в его кипучей деятельности, поскольку не отнимает времени на выяснения отношений с женой. Немецкий социал-демократ Воверайт не только не скрывает, но и гордится своей принадлежностью к геям и приложил руку к тому, чтобы с этого года в ФРГ однополые браки были узаконены.
После того как социалисты Деланое и Воверайт в коалиции с партиями защитников окружающей среды учинили разгром консерваторам, во Франции и Германии даже появилась такая шутка, что правым для возвращения утраченных позиций надо бы «поголубеть и позеленеть».
Главным противником легализации однополых браков выступает Ватикан, считающий ее проявлением кризиса общественной морали и полагающий, что «гомосексуальные отношения не могут стать основой для истинного брака», особенно в части усыновления и удочерения детей однополыми супругами. Стоит отметить, что непосредственный начальник Пер-Кристиана Фосса, премьер-министр Норвегии Хьель Магне Бундевик, -- священник по образованию, правда не католический, а протестантский. И хотя в Норвегии церковь тоже не в большом восторге от распространения однополых браков, можно не сомневаться, что счастливая женитьба министра Фосса добавит уверенности местным «голубым».
Петр РОСИЧ, Осло, Алексей СЛОБОДИН