Молчание официальных лиц в Белоруссии, воцарившееся после уведомления «Газпрома» о намерении сегодня в 10 утра вдвое снизить поставки газа из-за просрочки долга, вчера прервал президент Александр Лукашенко. Он сообщил, что «отдал команду взять из резервов эти деньги и заплатить 460 млн долл.». «Сегодня мы заплатим из резервов, а в течение месяца за счет кредитов это восполним. Пусть забирают и живут спокойно», -- цитирует г-на Лукашенко Интерфакс. После чего дал волю эмоциям.
«Последний визит премьер-министра Белоруссии в Россию (глава белорусского правительства Сергей Сидорский встречался с Михаилом Фрадковым 30 июля. --
Ред.) -- это было унижение. Я сказал, чтобы туда больше не ездили, -- в сердцах бросил белорусский лидер. -- Мне тоже намекали, что надо поехать в Кремль и встать на колено. Я не поеду и на колено не встану».
В Москве отповедь г-на Лукашенко оставили без внимания. Только официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что прозвучавшие слова «о готовности оплатить долги за газ нас, безусловно, обнадеживают». Но в «Газпроме» уже давно не питаются надеждами, а потому до часа Х, то есть 10 утра, белорусским чиновникам придется потрудиться. «Делегация «Белтрансгаза» уже вылетела в Москву для того, чтобы завтра утром обсудить то, каким образом будут погашены накопившиеся долги. Поэтому завтра мы продолжим наши контакты с «Белтрансгазом». Времени до 10 часов, на которое у нас было намечено сокращение поставок, достаточно для того, чтобы этот вопрос урегулировать», -- подытожил г-н Куприянов.
Однако, как стало известно "Времени новостей" вчера поздним вечером, делегация из Минска, несмотря на обещания своего президента, прибыла все-таки с намерением добиться отсрочки платежа. Это лишь повысило вероятность сокращения поставок.
Александр Лукашенко не стал облегчать миссию своих подчиненных. Он скорее осложнил ее, перейдя «на личности» в описании взаимоотношений с Владимиром Путиным. До сих пор белорусский лидер старался не переходить эту грань, разоблачая «врагов» Белоруссии лишь в окружении российского президента. Комментируя ультиматум «Газпрома», Александр Лукашенко сказал: «Такое чувство, что они ждали любые возможности. У них нет врагов. С американцами ссориться перед выборами они (Россия. --
Ред.) не будут, Украину тоже трогать не будут, Казахстан и Туркменистан тоже абсолютно независимые государства. Кого еще? Ну белорусов. Куда они денутся -- у них нет ни нефти, ни газа».
Белорусский лидер сообщил журналистам, что достиг с Владимиром Путиным предварительной договоренности о выделении Минску стабилизационного кредита в связи с удорожанием энергоносителей на 1,2--2 млрд долл. еще в начале этого года. «Дословно Путин сказал: «Мы не хотим создавать проблемы братской стране и окажем поддержку -- кредит на 1,5--2 млрд долл. на 15 лет с погашением через 5 лет», -- рассказал г-н Лукашенко. -- Я подумал, что этих средств хватит, чтобы снивелировать удар по нашей экономике. Мы контракт (на поставку российского газ по цене 100 долл. за тыс. кубометров вместо прошлогодних 46,68 долл. --
Ред.) подписали, но я сказал Путину, что в 2007 году больше половины не заплатим -- если полностью оплачивать, то «опустим» экономику».
Когда же пришло время рассчитываться по долгу («Белтрансгаз» должен был выплатить недостающие 456 млн долл. за поставленный в первом полугодии газ до 23 июля), по словам президента Белоруссии, он дал поручение премьер-министру Сидорскому «найти премьера России Фрадкова и узнать точно, дадут ли они нам кредит». «Наш премьер мне говорит: нет, там какие-то оговорки. Тогда я говорю: «Положи трубку, положи трубку», -- сказал г-н Лукашенко. -- Это не середина 90-х. Выживем. Думаю, скоро и мы им пригодимся». Он также добавил, что предложенные Москвой условия кредита -- ставка 8,5% годовых -- «неприемлемы». «Конечно, мы оголяем резервы, но наши добрые друзья, в частности Чавес (президент Венесуэлы. --
Ред.), заявили о готовности предоставить кредит на выгодных для нас условиях. И западные банки нам тоже готовы предоставить ресурсы», -- поведал Лукашенко.
Но и этого ему показалось мало. Признав, что в Белоруссии «не хватало объективной информации» о газовой проблеме, президент страны заявил: «По поставкам газа люди знали только то, что сказали «жирные коты» из «Газпрома». Превалирует то, что было сказано там. А что на самом деле произошло, не знали. Это наша вина, мы, чиновники, этого не сделали».