Время новостей
     N°137, 03 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2007
За полярным другом
Россия начинает борьбу за арктическую нефть
В четверг участники российской океанологической экспедиции «Арктика-2007» завершили исследования на дне Северного Ледовитого океана, имеющие, похоже, не cтолько научную, сколько политическую ценность. Глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2», поднявшиеся с четырехкилометровой глубины, доставили наверх не только образцы арктической морской фауны, но и пробы грунта, призванные доказать, что хребты Менделеева и Ломоносова, располагающиеся на океанском глубоководье, являются неотъемлемой частью евразийской континентальной платформы. Иначе говоря -- продолжением России.

Погружение, проведенное под руководством известного исследователя морских глубин Анатолия Сагалевича, -- первое в своем роде. С момента погружения батискафов до их подъема на борт научно-исследовательского судна «Академик Федоров» прошло около восьми часов. Рекордной глубины достиг аппарат «Мир-2», который в 12.53 по московскому времени «приземлился» на отметке 4302 метра. На дне океанологи пробыли недолго -- около часа, после чего аппараты начали всплытие, оставив будущим исследователям полярного глубоководья памятный сувенир -- титановую капсулу с российским государственным флагом.

«Цель этой экспедиции не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу. Для этого есть конкретные научные методы», -- пояснил вчера намерения полярных исследований министр иностранных дел Сергей Лавров. Тем не менее наша страна, особо не таясь, претендует на изрядную долю акватории Северного Ледовитого океана -- 1 млн 200 тыс. километров. Морское дно интересно прежде всего в качестве углеводородной кладовой. По экспертным оценкам, геологические запасы нефти и газа могут составлять 9--10 млрд тонн условного топлива. В этих же широтах проходит основная транспортная магистраль Арктики -- Северный морской путь.

Но на пути у нефтяников и газовиков встали юристы. Напомним, что ранее весь Северный Ледовитый океан был поделен на пять неравных по площади секторов, принадлежащих соответственно СССР, США, Канаде, Дании и Норвегии. Но в 1997 году правопреемница Советского Союза -- Российская Федерация -- подписала Международную конвенцию по морскому праву, разработанную 15 годами ранее. Согласно этому документу, экономическая зона государства -- акватория, на которую распространяется суверенитет данной страны, -- не должна превышать 200 морских миль (370 километров) от берега. Соответственно только в пределах этой 200-мильной зоны государство имеет право вести разведку и добычу полезных ископаемых и давать другим странам право на эту деятельность. Соответственно сейчас наши партнеры по Арктике считают большую часть бывшего советского сектора со всеми его запасами «ничьей землей» (или, точнее, ничьим дном).

Но та же конвенция 1982 года делает исключение из общего правила: если государство докажет, что его континентальный шельф выходит за пределы 200-мильной зоны, то оно имеет право расширить границы. Для этого необходимо представить доказательства своей правоты в специальную комиссию ООН. Шесть лет назад Россия уже подавала подобную заявку, но тогда высшая международная инстанция ее завернула -- ооновцы сочли аргументы недостаточно доказательными. Теперь Москва хочет подвести под свои претензии более солидную базу.

Нынешняя подводная одиссея «Миров» -- лишь первый этап долгой научной и правовой работы. «Я не хочу преуменьшать результаты экспедиции, но это только начало работы по установлению протяженности подводных хребтов и научного доказательства того, что они идут вплоть до Северного полюса. Пока состоялась лишь отработка технологии того, как это будет научным образом доказано», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. После того как будут собраны соответствующие научные доказательства, вступает в действие Международная конвенция, все участники которой будут обязаны признать право России на эти территории. «Кроме конвенции никакой другой правовой основы для действий государств в мире нет», -- подчеркнул юрист-международник Косачев.

Но, по его мнению, могут возникнуть и правовые коллизии. Дело в том, что США в отличие от России не ратифицировали это международное соглашение. «Теоретические я могу себе представить, что Соединенные Штаты могут воспользоваться тем, что они не являются участниками конвенции, и постараются действовать своим путем, -- высказал опасение депутат. -- Но если это произойдет, они тем самым противопоставят себя не только России, но и всему человечеству, поскольку к соглашению присоединилось подавляющее большинство государств».

Пока Штаты никак не отреагировали на появление российского триколора на арктическом дне. Зато с резким осуждением выступило другое арктическое государство -- Канада. «Сейчас не ХV век. Вы не можете просто идти по миру, расставлять флаги и говорить: «Это наша территория», -- так прокомментировал российские претензии глава канадского МИДа Питер Маккей.

Михаил МОШКИН