Время новостей
     N°137, 03 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2007
Скандальный эксклюзив
Сотрудничество «Русского стандарта» с American Express вновь породило конфликт
Эксклюзивные права «Русского стандарта» на работу с картами American Express по-прежнему не дают покоя конкурентам гиганта розничного банкинга. Но если раньше спор шел о праве на выпуск карт AmEx, то теперь скандал разгорается по вопросу эквайринга карт, их приема в предприятиях торговли и сервиса. Получив право эксклюзивного эквайринга карт AmEx с 1 июня этого года, «Русский стандарт» стал перезаключать договоры с теми банками и процессинговыми компаниями, которые устанавливали и обслуживали терминалы по приему карт. Условия партнерства устроили не всех: с понедельника крупнейший российский эквайер United Card Service (UCS) прекратит обслуживать карты AmEx. «Русский стандарт» обещает установить собственные терминалы по их приему взамен принадлежащих UCS в течение нескольких недель. По данным UCS, банку придется заменить 21 тыс. терминалов. Но представители компании American Express уверены, что сложившаяся ситуация не повредит ее бизнесу в России.

Гендиректор UCS Владимир Комлев сообщил вчера, что с 7 августа компания прекращает авторизацию по картам American Express. По его словам, в течение двух недель компания вела тяжелые переговоры с «Русским стандартом» о продолжении обслуживания карт, которые не увенчались успехом. «Временные и экономические условия, предложенные «Русским стандартом», оказались неприемлемыми», -- заявил вчера на пресс-конференции Владимир Комлев. По его мнению, дальнейшая деятельность была бы направлена на развитие бизнеса именно «Русского стандарта» в ущерб финансовым интересам UCS. Банк сделал нашим клиентам (торгово-сервисным предприятиям) более выгодные предложения при условии полного перехода к нему на обслуживание по всем операциям с пластиковыми картами, рассказал г-н Комлев. Узнав об этом, UCS направила банку свой вариант схемы партнерства по эквайрингу карт AmEx, но они не были поддержаны, а выставляемые в процессе переговоров условия «становились все жестче». «Я думаю, что это был последний раунд переговоров между нами», -- сказал г-н Комлев, добавив, что если кредитная организация сможет предложить приемлемый план совместной работы, «UCS будет готова вернуться к рассмотрению».

На сегодня UCS организует прием карт в 40 тыс. торговых и сервисных предприятий, из них в 21 тыс. принимается и American Express. Эквайринговый оборот American Express в сети UCS в прошлом году составил примерно 320--330 млн долл., что составляет не менее 50% от общего эквайрингового оборота American Express в России.

«Русский стандарт» провел большую работу с UCS, рассчитывая на продолжение сотрудничества, -- прокомментировала вчера ситуацию пресс-служба банка. -- Решение, принятое UCS, не отвечает интересам как держателей карт American Express, так и клиентов из числа торговых организаций. Мы уверены, что право принимать решение о способе оплаты своих покупок принадлежит клиенту. Любые ограничения выбора доставят неудобство торговым организациям и их покупателям -- держателям карт American Express».

Поскольку проблемы с перезаключением договоров возникли не со всеми банками, «Русский стандарт» и American Express не склонны паниковать. «UCS -- лишь одна из многих процессинговых компаний, которые занимаются эквайрингом на российском рынке, -- заявил директор по связям с общественностью европейского подразделения American Express Томас Склафани. -- «Русский стандарт» уже заключил несколько соглашений об эквайринге с несколькими российскими банками. Он также ведет большую работу по замещению терминалов UCS собственными терминалами, чтобы минимизировать все возможные неудобства для держателей карт. American Express не видит в этой ситуации никаких признаков того, что могло бы помешать работе нашего бизнеса в России в долгосрочной перспективе».

«American Express была в курсе хода переговоров и даже вмешивалась в них, пытаясь сблизить стороны. Но поскольку AmЕx передала эксклюзивные права «Русскому стандарту», ей было сложно оказать существенное влияние», -- заметил гендиректор UCS. По его мнению, UCS не понесет значительных потерь от прекращения обслуживания карт AmЕx -- на их долю приходится лишь 10% общих доходов.

«Русский стандарт» -- обладатель эксклюзивного права на эквайринг карт AmEx, но, насколько мы можем судить, он заинтересован договариваться о сотрудничестве с банками, которые раньше занимались эквайрингом этих карт. Банк доказывает это на практике. Представители «Русского стандарта» приезжали к нам, и у нас с ними проблем не возникло», -- подтверждает старший вице-президент Связь-банка (также осуществляет эквайринг карт AmEx) Аркадий Комягинский. Банков, которые продолжают обслуживать карты AmEx, не выказывая недовольства, по крайней мере публично, оказалось немало. «Процессинг операций по этим картам сегодня осуществляют Импэксбанк, МДМ-банк, Райффайзенбанк, «Петрокоммерц», банк «Санкт-Петербург» и другие финансовые институты», -- сообщили в пресс-службе «Русского стандарта». Ключевые розничные сети страны, в частности «Евросеть», «Рамстор», «Перекресток», «Азбука вкуса», «Аптека 36,6», «Техносила», «М-Видео», «Иль де Боте», АЗС «Шелл» и «Татнефть», продолжают принимать к оплате карты American Express. Правда, по мнению г-на Комлева, если «Русский стандарт» в одиночку захочет увеличить число точек приема карт AmEx до показателей Visa или MasterCard, ему потребуются десятки миллионов долларов и несколько лет.

Николай КОЧЕЛЯГИН