|
|
N°137, 03 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черные аисты над Ашхабадом
Если вас интересуют последние новости из Туркмении, зайдите на интернет-сайт Turkmenistan.ru. Там всегда найдете что-нибудь интересное. К тому же там работают люди с отменным чувством юмора. К примеру, вчера я вздумал узнать, что сообщает этот туркменский полуофициоз о громком судебном процессе над бывшим начальником службы охраны президента страны генералом Акмуратом Реджеповым. Но вместо этого обнаружил там замечательную заметку с загадочным названием: «В небе над Ашхабадом появились занесенные в Красную книгу черные аисты».
Это странное известие, от которого повеяло мистикой, оказалось единственной туркменской новостью за вчерашний день, оказавшейся достойной того, чтобы о ней узнал пользователь Мировой паутины. Той самой Паутины, открыть которую обещал своему народу под лозунгом «Интернет -- в каждый дом» новый президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов. Но это было зимой, когда Гурбангулы Мяликгуллыевич, можно сказать, простой кандидат медицинских наук в должности и.о. главы государства, готовился к президентским выборам. После выборов приставка и.о. благополучно отпала, что позволило г-ну Бердымухаммедову сделать, как он и обещал, очень много добрых дел своему народу -- вернуть пенсии, уменьшить количество блокпостов на дорогах внутри страны, возвратить десятиклассное образование, изъять упоминание имени Туркменбаши из государственной клятвы на верность и его профиль в правом верхнем углу национальных телеэкранов... За это и многое другое уже через несколько месяцев г-н Бердымухаммедов был возведен в звание генерала армии, а к своему 50-летию награжден специально для него изготовленным из золота и бриллиантов орденом «Ватан» («Родина») весом почти килограмм.
Про «Интернет -- в каждый дом» при этом как-то забылось. И хорошо. Иначе бы прильнул бы весь этот дом к своим мониторам, узнав, с каким жарким интересом обсуждает мировая пресса просачивающиеся из Туркмении сведения о суде над бывшим главным охранником Ниязова, не уберегшим своего патрона от «скоропостижной кончины по причине острой сердечной недостаточности», зато приведшим к власти как две капли похожего на него вице-премьера и, по слухам, бывшего личного врача. Но слава Аллаху, не случилось такого в домах. Только черные аисты над ашхабадскими домами. И не надо объяснять их обитателям, в чем провинился некогда всемогущий генерал. Им не надо даже сообщать, какую «другую работу», как обещали, ему подыскали, увольняя из службы охраны. Причем, как выяснилось, даже без всяких решений совета безопасности Туркмении, к срочному созыву которого пришлось прибегать ночью 21 декабря, когда сообщили о смерти Туркменбаши.
Потому что пол-Ашхабада уже знает, что сидит 60-летний генерал-лейтенант Реджепов во внутренней тюрьме комитета нацбезопасности, где содержат его на специальном режиме, позволяют передачи, разрешают прогулки и даже не применяют мер физического воздействия. Пока. Во-первых, потому что, смешно сказать, но как удалось нам выяснить, генерала не то что еще не разжаловали, но и не вывели из состава этого совета безопасности. Во всяком случае никаких указов на этот счет через аппарат президента до сих пор не проходило. А во-вторых, потому как не на все вопросы еще ответил генерал. Да, впрочем, как сообщают нашей газете знающие ашхабадскую ситуацию люди, не все вопросы ему еще и задали. Несмотря на уже полученный генералом срок, следствие продолжается по другим эпизодам, не вошедшим в первое дело.
Главное, за что уже дали срок, так это за то, что в первые месяцы после смерти своего патрона, когда под его контролем были все спецслужбы, включая таможню, Реджепов сумел вывезти за границу, как у нас раньше говорили, «золото партии». В Туркмении это золото Ниязова, причем в буквальном смысле -- настоящие слитки. А еще драгоценности, антиквариат (утверждают, что античный), коллекции монет, оружие, очень старые и дорогие ковры. Не говоря уже о подарках, что дарили пожизненному, но безвременно усопшему президенту главы государств и руководители мировых компаний.
Далее наши источники начинают противоречить друг другу. Одни утверждают, что все это делалось опальным ныне генералом в интересах наследников Ниязова, членов его семьи. Другие, наоборот, считают, что поскольку одним из основных свидетелей противозаконной деятельности Реджепова якобы согласился быть сын Ниязова Мурад, то генерал действовал исключительно в собственных интересах. Известно доподлинно: Мурад Ниязов подозревает, что его отцу «помогли» с его «сердечной недостаточностью». А такую «помощь», как учит история, мог оказать только тот, кто главный по охране...
В таких обстоятельствах можно понять новое туркменское руководство. Сообщать народу обо всем этом еще рано.
Аркадий Дубнов