|
|
N°6, 16 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не чеком единым
Директора Societe Generale обвинили в отмывании денег
В Париже задержан Даниэль Бутон, президент Societe Generale -- третьего по величине частного банка Франции. Ему и его девяти ведущим сотрудникам, в частности члену правления банка Филиппу Ситерну и заместителю генерального директора Дидье Аликсу, предъявлено обвинение в «отмывании средств в особо крупных масштабах». Дело отнюдь не новое: по тому же обвинению судебный следователь Изабель Прево-Депрэ взяла под контроль с начала прошлого года и другие банки. В частности так называемую Группу народных банков BRED, филиал банка CCF Societe Marseillaise de Credit, American Express, ливанский банк «Сарадар»... Но задержания банковских работников такого высокого уровня, как Даниэль Бутон, в Пятой республике за без малого полвека ее существования еще не было.
Парадокс в том, что недавно именно Societe Generale был в числе десяти ведущих мировых банков, согласившихся усилить борьбу со «стиркой» денег. А теперь руководство этого уважаемого финансового учреждения, одного из наиболее популярных во Франции, обвиняют в причастности к преступной банковской сети, отмывающей купюры в международном масштабе. Судебный следователь подозревает Societe Generale в том, что через него прошло несколько тысяч чеков, переведенных с французских банковских счетов на ближневосточные, прежде всего израильские. По версии следствия, чеки были выписаны на имена фиктивных компаний мошенниками, которые перевели деньги дальше, не побрезговав обманом страховых обществ и изготовлением фальшивых накладных. Немаловажная деталь: Франция остается одной из редких сейчас стран, где чеки, поступающие из одного банка в другой, должны быть индоссированы только банковским учреждением. В случае же с Societe Generale подозрительные чеки были оприходованы через конторы за рубежом, не имеющие -- согласно французским критериям -- официального статуса, необходимого для подобных операций.
«Ни один из элементов следственного досье не дает повода предположить, что какая-либо из служб банка сознательно пошла на отмывание денег», -- заявило в своем коммюнике для прессы руководство Societe Generale. Сам же Даниэль Бутон в недавнем интервью «Радио классик» сказал, что у него нет ресурсов, необходимых для изучения кристальной честности всех его банковских корреспондентов. Задержание без ордера на арест высших сотрудников Societe Generale и предшествовавшие ему обыски в штаб-квартире банка в Дефанс, квартале парижских небоскребов, возмутил французскую финансовую среду. «Мы не можем согласиться с тем, что работники французских банков, честно исполняющие обязанности, могут оказаться за решеткой», -- говорит Жан Перельвад, президент Credit Agricole. «Обвинить банкира в отмывании капиталов сегодня так же легко, как вменить в вину прорабу, что на его стройке не соблюдаются правила безопасности, -- считает мэтр Тьерри Далмассо из известного адвокатского кабинета «Рамбо Мартелль». -- Настолько обтекаем и расплывчат закон от 13 мая 1996 года об ужесточении борьбы с отмыванием капиталов».
Из двух миллионов чеков, проходящих ежегодно через Societe Generale и направляемых через зарубежные банки, следователи отобрали для контроля 12 тысяч. Как сообщает Le Figaro, в основном в них указаны суммы не более тысячи франков, и оформлены чеки организациями, прописанными в Сантье -- живописном Еврейском квартале Парижа, известном скорнячными и текстильными мастерскими. По действующим во Франции правилам, рекомендуемым для борьбы с отмыванием денег, на финансовые институты возложена львиная доля ответственности за сообщение соответствующим органам о подозрительных операциях.
Одна незадача: где найти критерии по определению степени «подозрительности» финансовой операции? Не получится ли так, что французскому банкиру, вовсе не желающему оказаться в один ненастный день в местах не столь отдаленных, гораздо удобнее будет доносить денно и нощно на всех его клиентов, нежели рисковать собственной шкурой ради сохранения профессиональной тайны и, как выясняется, вполне умозрительной чести мундира?
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж