|
|
N°137, 03 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гвозди гнева
Главная «индустриальная» группа Nine Inch Nails выступила в Москве
Выступление коллектива с устрашающим названием «Девятидюймовые гвозди» (т.е. те, которыми был прибит Иисус) -- большая сенсация, несомненная удача и хорошая встряска летнему культурному затишью. Август -- нет событий, а тут вдруг такое... Такое... Хотя о приезде столь значительной группы современности сообщалось уже чуть ли не зимой, как это бывает в концертной практике, до последнего момента все висело на волоске. Говорят, у коллектива были какие-то неправильные российские визы, не на то число, так что им пришлось торчать два дня во Франкфурте, и они были близки к тому, чтобы плюнуть на все, сказать про себя «Раша, гудбай» и умотать.
Что необычно -- в Москве был первый концерт мирового тура (второй -- в Питере, а завершится тур вообще в Гонолулу). Также довольно необычно, что столь громкое событие произошло в августе, на фоне удручающего -- сезонного -- отсутствия крупных концертов в столице.
Но главное все-таки не эти организационные детали и география тура, а тот, кого мы лицезрели. Единоличный лидер Nine Inch Nails, вокалист, композитор и мультиинструменталист Трент Резнор -- гений звука, мелодии и концепции. NIN -- довольно необычные представители своего жанра: их дикий шум несет своеобразные мелодии, и их паузы и тишина -- оглушительны и устрашающи. Резнор -- тот редкий творец, который умеет делать музыку из шума и наполнять тишину смыслом. Вообще это такой царь Мидас -- все обращает в золото. Продает то, что продаваться не должно. Индастриал -- маргинальный жанр, а у NIN каждый альбом -- бестселлер. Трент Резнор даже сделал нечто суразное из такой формальной и имиджевой вещи, как г-н Мерилин Менсон и его ансамбль.
В Россию Резнор со товарищи привез программу последнего альбома, Year Zero (и несколько старых хитов; под занавес прозвучали Head Like a Hole и Hurt). Сам музыкант называет свое последнее творение «недружественным» по отношению к слушателю, а прежде чем показать материал потенциальному издателю, Резнор морально готовился к «борьбе», потому что «это звучит ни на что не похоже». Но, черт возьми, какие проблемы с издателем могут быть у маститого автора музбестселлеров? Year Zero, конечно, вышел, пожал шквал положительных рецензий, радостного недоумения... Все, как полагается. Nine Inch Nails под то и заточен, чтоб удивлять. Россиян они тоже удивили. Сразу настроился очень хороший звук: плотный, прозрачный, и все слышно. Как бы простой, но крайне выразительный свет, заливающий сцену так, что на фото все это выглядит как картина в стиле оп-арт. То есть что-то такое, со светящимися переплетающимися линеечками и квадратиками. Фишка оформления сценического пространства -- непонятно из чего изготовленный полупрозрачный светящийся экран. Экран периодически отрезает сцену от зрителей, так что видны только силуэты музыкантов. Либо вообще ничего. Во время концерта Резнор -- замечательный вокалист-луженая-глотка -- почти ничего не говорил публике. Где-то в середине сказал «спасибо», потом отметил радостный факт приезда в «замечательную страну», а заодно сообщил, что fuck George Bush. Мимо тещиного Белого Дома, вестимо, я без шуток не пройду. А вы как хотели? Гвозди бы делать из этих людей...
Александр БЕЛЯЕВ