|
|
N°136, 02 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С ними вот что (не) происходит
«Айдан Галерея» отпраздновала свой юбилей с музейным размахом
К своему 15-летию «Айдан Галерея», недавно переехавшая в центр современного искусства «Винзавод», подготовила проект «XV лет», благополучно вырвавшись из галерейных рамок. Во-первых, сокуратором проекта вместе с хозяйкой галереи Айдан Салаховой стал художник Стас Шурипа (хочется написать «молодой художник», но это по привычке: какая уж молодость у 36-летнего бывшего декоратора Малого театра?). Во-вторых, экспозиция развернута не только в галерее, но и напротив -- в «Цехе Белого» (имеется в виду, конечно, вино: «Винзавод» все-таки). В-третьих, в выставке участвуют не только художники галереи, но и все те, кого кураторы сочли знаковыми фигурами российского искусства (отчего-то с захватом сопредельной Украины). А каждая из этих «фигур» предъявляет по две работы. Одну -- пятнадцатилетней давности, одну -- самую свежую, с пылу-жару. А в 1992-м многие художники (по причине ли юного возраста или цеховых пристрастий) и знать не знали о появлении «Айдан Галереи».
Так что выставка не столько подарок галереи себе самой, сколько рисковый проект квазиакадемического формата. Замах на музейный масштаб, произведенный, однако, не арткритиками и историками искусства, а практикующими художниками (вторая профессия галерейщика Айдан Салаховой не в счет). И отсюда -- полный волюнтаризм, свобода в выборе участников выставки и в подборе произведений. Так что отринуты не только галерейные, но и эстетические рамки. Есть только примитивная хронологическая детерминированность: «тогда» -- «теперь». Вот и весь сюжет амбициозного, претендующего на солидность, но очень легкого и очень авторского проекта. Эту легкость не смогли бы (по разным причинам) позволить себе ни музей, ни галерея. Первому важна адекватная картина искусства, второй -- надежный товарный ассортимент. И только «Айдан Галерея» в юбилейной эйфории блефует, сочетая субъективность с протокольной серьезностью.
И это абсолютно в духе юбиляра. Поскольку, несмотря на сложившуюся репутацию элитарного, буржуазного, а значит, не склонного к безалаберной авантюрности заведения, самой респектабельной галереи Москвы, здесь всегда готовы на экспериментальные дебюты. Фестивали скульптуры под открытым небом, конкурс афиш к несуществующим фильмам для Московского кинофестиваля, постоянный поиск молодых дарований с весьма экстравагантными работами -- «Айдан Галерея» тонко балансирует между гламуром и эпатажем.
Вот и сейчас выставку «XV лет» можно рассматривать и как этакий декоративный парад-алле («все флаги в гости будут к нам»), и как жесткий (и жестокий) сеанс коллективного психоанализа. Экстравагантность затеи Айдан Салаховой и Стаса Шурипы в том, чтобы не столько предъявить зрителю почти весь спектр сегодняшнего contemporary art (задача непосильная, даже учитывая нечеловеческие азарт и энергию кураторов), сколько столкнуть художников, но не друг с другом, а с самими собой. С собой прежним и нынешним, эффект столкновения которых куда сильнее гипотетического шока посетителя выставки, на которой, в сущности, нет совсем уж «зашкаливающих» работ.
Провокационные вопросы о «творческой эволюции», о «верности раз и навсегда избранному методу», о «культурной вменяемости», о «художественном взрослении» носятся в выставочном воздухе. Причем «самость» каждого автора демонстрируется лишь на примере двух разновременных работ, и эта фактура не располагает к обобщениям (что тоже входит в кураторскую интригу).
Зритель растерян -- ему не дано концептуальных подсказок. Экспозиция напоминает жанр встречи школьных друзей «однажды, пятнадцать лет спустя». Но вот только выросшие школяры никогда не учились в одном классе, причем принадлежат к разным весовым категориям и цеховым группировкам. Некоторые еще в 1992-м были признанными звездами, у кого-то успех пришелся на более поздние времена. Хрестоматийные шедевры и студенческие работы, сделанные во все том же 92-м, соседствуют на стенах (велика разница в возрасте у экспонентов). Нельзя сказать, что есть определенный вектор развития -- от живописи к инсталляции или от графики к видео. У каждого художника свой путь и свой, неопределенный, маршрут.
Кажется, и маршрута, в сущности, нет. Каждый бредет как хочет. И нет топографии и телеологии у современного искусства. Что доказывает удачный проект «Айдан Галереи».
P.S. Этот текст тоже является своего рода продолжением проекта «XV». Я начал его по заказу «Айдан Галереи» 15 дней назад, еще не видя выставки. Потом посмотрел ее и понял, что мне практически нечего добавить, кроме мелких деталей и имен художников. Про детали рассказал. А имена? Не в них дело.
Федор РОМЕР