Время новостей
     N°135, 01 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2007
Обмен уколами
Центр и регионы делят полномочия по обеспечению льготников лекарствами
Региональные власти не собираются признавать себя крайними в случае повторного провала программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). В то время как Минздравсоцразвития и правительство готовят план по передаче субъектам федерации полномочий по обеспечению льготников бесплатными лекарствами, с мест на федеральных чиновников неожиданно обрушилась волна критики. Обвинения в адрес команды Михаила Зурабова звучат как от глав регионов, так и от спикера Совета Федерации Сергея Миронов, который и вовсе предложил упразднить Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), ставший, по его словам, «кормушкой для фармацевтических компаний».

Впрочем, куда более болезненным стало заявление мэра Москвы Юрия Лужкова, который в отличие от г-на Миронова не ограничился общей риторикой, а выдвинул конкретное обвинение. По мнению градоначальника, Минздравсоцразвития не доплатил столице на программу ДЛО 3,5 млрд руб., что весной спровоцировало нехватку лекарственных средств. Мэр предложил кардинально изменить саму систему распределения лекарственной помощи, передав функции координаторов (в том числе и утверждение списков льготников) непосредственно на места. «Отдайте деньги, снимите вообще с государства эту проблему. Не государево это дело -- планирование, обеспечение и контроль обеспечения лекарствами. Его забота -- так организовать работу, чтобы с этим справлялась власть на уровне субъектов федерации, городов и муниципальных образований», -- заявил г-н Лужков.

Примечательно, что в течение последних нескольких месяцев руководители Минздравсоцразвития, ФФОМС и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») занимались приблизительно тем же, уличая в непрофессионализме региональных руководителей, угрожая проверить каждый выписанный в прошлом году рецепт, и особенно на дорогостоящие лекарства. Поэтому в общем-то ответ с регионального уровня вполне объясним, но, как полагают эксперты, продолжение противостояния чревато разрушением целостности всей федеральной программы льготного лекарственного обеспечения.

Например, от ДЛО по сути ничего не останется, если принять предложения г-на Лужкова, касающиеся упразднения деления льготников на федеральных и региональных и минимизации участия федеральных структур в составлении перечня лекарств. «Юрия Михайловича можно понять, он считает, что Москва справится со списками льготников. Это, конечно, так. То же можно сказать и о Санкт-Петербурге, и еще о нескольких крупных городах. Но малые города и неблагополучные регионы сделать этого хорошо не смогут. Дифференцированный же подход -- большие города получают больше полномочий, а все остальные координируются из центра -- мы считаем неприемлемым. Это создаст только путаницу», -- заявил «Времени новостей» директор департамента по фармацевтической деятельности, региональной и информационной политике Минздравсоцразвития Юрий Крестинский. В свою очередь глава ФФОМС Дмитрий Рейхарт утверждает, что «кормушка для коррупционеров была ликвидирована еще в прошлом году».

В кулуарах же ФФОМС и Минздравсоцразвития говорят о том, что, требуя непомерно много, региональные власти надеются втянуть г-на Зурабова в очередной конфликт и в итоге оттянуть переход вполне реальной ответственности на местный уровень. Напомним, что в конце этого года регионы впервые должны самостоятельно выбрать уполномоченных поставщиков по программе ДЛО. Как пояснил «Времени новостей» источник в ФФОМС, на первый взгляд это кажется выгодным чиновникам на местах, поскольку, критикуя программу, не забывали и об интересах дружественных им фармкомпаний, не способных в силу своих оборотов и финансовых возможностей попасть в число федеральных дистрибьюторов. Однако вместе с полномочиями центр передаст регионам и свои требования по проведению закупочных аукционов, где главным критерием должна стать минимальная цена. И далеко не все претенденты на участие в программе сумеют удержаться ниже установленной Минздрацсоцразвития планки. При этом в случае срыва закупок или покупке не слишком эффективных лекарств (опять же правила аукционов требуют выбор не по брендам, а по международным непатентованным наименованиям) свалить вину на федеральные ведомства региональные чиновники уже не смогут.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств