Депутат муниципального собрания московского района Крылатское Рустам Махмудов доволен решением Европейского суда по правам человека, предписавшего российским властям обратить внимание на российскую же Конституцию. Предметом иска, с которым районный депутат обратился в Страсбург, был инцидент четырехлетней давности. 4 сентября 2003 года милиция разогнала митинг, организованный возглавляемым г-ном Махмудовым «Общественным движением по защите экологии и прав граждан при градостроительстве в Москве». Страсбургские судьи, огласив на днях свой вердикт, обязали ответчиков выплатить потерпевшему 12 тыс. евро в качестве компенсации за нарушение права на свободу собраний и объединений. «Решение ЕСПЧ, с одной стороны, вызывает глубокое удовлетворение, но с другой стороны, горечь оттого, что вся вертикаль судебной власти в Москве не смогла защитить конституционное право граждан на проведение собраний и на выражение своего мнения», -- заявил вчера г-н Махмудов.
История, ставшая предметом разбирательства в европейских судебных инстанциях, началась с ЧП районного масштаба. В августе 2003 года к Рустаму Махмудову обратились жители одного из домов в Крылатском. Жильцы просили активиста-правозащитника и земляка помочь отстоять спортивную площадку, на месте которой планировалось возвести элитное жилье. Префектура Западного округа приняла поданное Махмудовым уведомление. Но за день до акции тогдашний префект Владимир Кирюшин заявил, что проведение массовых мероприятий запрещается, ибо «существует угроза террористических актов». Как утверждает г-н Махмудов, в «уговорах» принял участие и начальник ОВД «Крылатское». В результате несколько десятков жителей района, участвовавших в акции (включая самого Махмудова), были задержаны и, по словам истца, подверглись жестокому обращению. В своем обращении в Страсбургский суд Рустам Махмудов подчеркнул, что вместо положенных трех часов он провел под стражей сутки, а материалы, переданные ОВД в суд первой инстанции, были настолько неграмотно составлены, что судья отказался принять их к рассмотрению, правоохранителям пришлось их переписывать.
В итоге г-н Махмудов был освобожден из-под стражи в зале суда, но все же был признан в организации несанкционированного массового мероприятия, хотя на руках у него была копия уведомления, а разрешения властей на проведение митинга согласно тогдашнему законодательству не требовалось. Попытки оспорить решение межмуниципального суда в вышестоящих инстанциях оказались безрезультатными, после чего и было принято решение искать правды в Страсбурге. К слову, спортплощадку, из-за которой разгорелся конфликт, жителям отстоять не удалось. Теперь на ее месте другая площадка -- строительная.
Вердикт Европейского суда, с одной стороны, кажется весьма уместным на фоне последних событий в Москве, где власти, приняв
поправки в городское законодательство, продемонстрировали, что намерены жестко контролировать все митинги и публичные акции, и даже продемонстрировали, как будут наказываться нарушители, использовав ОМОН во время
разгона маршей «несогласных». Но с другой стороны, депутат Мосгордумы Сергей Митрохин, который недавно по просьбе Рустама Махмудова и трех других членов районного собрания Крылатского поднял в столичном парламенте вопрос об отмене решения о застройке заказника «Крылатские холмы», в беседе с корреспондентом «Времени новостей» выразил сомнение в том, что чиновники прислушаются к мнению страсбургских судей. «Федеральное законодательство, регулирующее проведение массовых акций, крайне недемократично, его, безусловно, надо менять», -- подчеркнул г-н Митрохин. В то же время он обратил внимание на том, что «сейчас модно плевать на все западное, в том числе на все те институты, куда раньше интегрировалась Россия».