|
|
N°137, 02 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А поговорить?
Губернаторы надеются, что Госсовет компенсирует им потерю сенатского статуса
После первого заседания президиума Госсовета стало ясно, что наши губернаторы -- люди и в самом деле реалистичные, гибкие и конструктивные. Будучи поставленными перед выбором "либо ничего, либо хоть что-то", они смело выбрали "хоть что-то". Причем без обид, а напротив, как будто бы даже с радостью. Во всяком случае, выйдя с двухчасового заседания президиума, прошедшего в пятницу под руководством президента, все семь членов нового совещательного органа выразили свою полнейшую удовлетворенность открывающимися перед ними перспективами. И г-н Шаймиев, и г-н Яковлев, и г-н Кресс, и г-н Рокецкий, и г-н Лужков, и г-н Ишаев, и г-н Магомадов отмели как недостойные намеки на то, что Госсовету суждено стать такой же необязательной говорильней, какой при Ельцине были бесконечные президентские советы. Губернаторы, которым посчастливилось первыми войти в совет старейшин региональных лидеров, в один голос твердили о том, что серьезность намерений Владимира Путина, пообещавшего советоваться с ними обо всем, у них сомнений не вызывает. Они даже подсчитали вместе президентом, что Госсовет, который будет собираться на пленарное заседание раз в квартал, станет обсуждать по две судьбоносные для России проблемы за раз и таким образом сможет "окучивать" по восемь важнейших вопросов современности в год.
Все члены президиума как один подчеркивали: принципиальное и выгодное отличие обретенного ими Госсовета от утраченного ими Совета Федерации состоит в том, что в новом формате они могут откровенно и без прикрас "содержательно обсуждать с президентом" свои точки зрения буквально на все, тогда как в качестве сенаторов они по существу ограничивались лишь контролем за качеством законодательных инициатив правительства и братьев своих меньших по парламенту. Возможность прямого диалога с исполнительной властью, заявили в пятницу гг. Лужков, Яковлев, Рокецкий и Ишаев, ценней, чем право вето. Таким образом, хотя региональную политику Владимира Путина и называют циничной, на примере Госсовета видно, что на самом деле президент и его профильные советники рассчитывали, что губернаторы -- люди не только реалистичные, но и, как положено настоящим россиянам, душевные до романтичности. Реакция местных феодалов на утрату конституционных сенаторских полномочий напоминает старинный анекдот: верхняя палата парламента -- это, конечно, хорошо, но -- "а поговорить?".
Не исключено, конечно, что принцип "а поговорить?" губернаторы, особенно из первого состава президиума, толкуют по-своему: не столько как шанс дать выход своему накопившемуся за годы общественно-политическому темпераменту, сколько как исключительно удобную возможность использовать регулярные встречи с президентом для прямого лоббирования своих региональных проблем. Однако, по сведениям газеты "Время новостей", сам президент в этом отношении пребывает в устойчивом настроении "где сядешь, там и слезешь". Кроме того, членами президиума побывают все губернаторы по очереди. Текущий же состав Владимир Путин, ловко воспользовавшись эйфорией губернаторов от повышения степени их вовлеченности в жизнь страны, уже загрузил общественно полезными поручениями. Юрий Лужков взялся за всестороннее обдумывание устройства российской исполнительной власти, Владимир Рокецкий займется запущенной проблемой самоуправления, а Владимиру Яковлеву доверена высокая честь придумать, наконец, новую государственную символику России. Кроме того, питерский губернатор серьезно интересуется таможенными тарифами. Глава Дагестана, по словам Владимира Путина, уже выступил с интересной инициативой по унификации федерального законодательства для всех субъектов федерации -- не только сверху, но и снизу. По словам Путина, он по-прежнему рассчитывает и на то, что Госсовет будет обеспечивать качественную предварительную экспертизу всех законодательных инициатив Кремля и Белого дома. В общем, реальный вес Госсовета -- это целиком и полностью вопрос доброй воли президента, но пока этой доброй воли хоть отбавляй.
Минтимер Шаймиев, покидая Кремль с лицом загадочным и довольным, сказал, что первое заседание президиума ему очень и очень понравилось. Потом значительно поднял вверх палец и, хитро прищурившись, обронил: "Вот увидите, это будет гораздо, гораздо...э-э... лучше, чем Совет Федерации". Обычно президент Татарии знает, что говорит. Будь на его месте какой-нибудь другой регионал, и из истории с выдвижением на третий президентский (губернаторский) срок мог бы выйти большой скандал. Г-н Шаймиев же, в третий раз выдвигая свою кандидатуру на пост главы республики, не только заручился поддержкой Кремля, но, похоже, создал политический прецедент для тех регионалов, которые решат последовать его примеру (а таких деятелей, по скромным подсчетам кремлевской администрации, будет примерно 28). "Диктатура закона" по-прежнему остается программным лозунгом Владимира Путина, но пока суд да дело, закон по-прежнему что дышло. В данном случае из всех возможных интерпретаций российского выборного законодательства Кремль предпочел следовать не самой очевидной: не засчитывать время, которое политик отработал на посту главы региона до 1999 года, в котором был принят закон, ограничивающий возможность избрания на высшие руководящие посты двумя сроками.
Впрочем, вряд ли у Путина был реальный выбор, поддерживать или не поддерживать Шаймиева. Во-первых, тот все равно сделал бы по-своему, а во-вторых, в Кремле считают, что Шаймиев насколько полезен в качестве мудрейшего из мудрейших прагматика, настолько же и опасен в качестве влиятельного главы крупной мусульманской республики. Если не можешь остановить процесс, его, как известно, лучше возглавить или, как минимум, одобрить. К тому же, признаются влиятельные кремлевские чиновники, свои жесткие коррективы в планы Путина по установлению диктатуры закона вносит масштабный кадровый голод. Так что, по сведениям из наших источников, покуда подрастают новые кадры, в Кремле почти всем желающим готовы отпустить по третьему сроку.
Татьяна МАЛКИНА