|
|
N°134, 31 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Выше всяких оценок"
Умер Ингмар Бергман
В возрасте восьмидесяти девяти лет умер Ингмар Бергман -- безусловно один из крупнейших кинематографистов всех времен и народов.
Он родился 14 июля 1918 года в Упсале, в семье католического священника. Еще в детстве помогал местному кинооператору налаживать проекционную аппаратуру, учился на историко-филологическом факультете, ставил студенческие спектакли. В 1942 году стал штатным сценаристом киностудии «Свенскфильминдустри», два года спустя возглавил городской театр в Хельсинборге.
В 1945 году дебютировал в кинорежиссуре с фильмом «Кризис». С конца 40-х годов активно снимал фильмы, был художественным руководителем многих театров в разных городах, ставил радиоспектакли. В 1956 году, после того как фильм «Улыбки летней ночи» получил спецприз Каннского фестиваля, к Бергману приходит международное признание. В последующие годы один за другим вышли наиболее значительные его картины -- «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Лицо», «Девичий источник». В 1962 году была завершена трилогия «Как в зеркале» -- «Причастие» -- «Молчание».
Параллельно с развитием кинокарьеры Бергман активно работал на театральных подмостках по всему миру, ставил Ибсена и Островского, Уильямса и Чехова, Олби и Мольера, Шекспира и Стриндберга; огромный успех имели поставленные на сцене Стокгольмской Королевской оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского.
Продолжали выходить и бергмановские фильмы, немедленно становившиеся классикой, -- «Персона», «Час волка», «Стыд», «Сцены из супружеской жизни», «Шепоты и крики». В 1976 году в связи с налоговым скандалом Бергман на девять лет уехал из Швеции, чтобы продолжить работу над фильмами и спектаклями в Германии. После возвращения мастера в 1982 году вышел фильм «Фанни и Александр», награжденный четырьмя премиями «Оскар». Он стал последней киноработой Бергмана, который объявил о том, что уходит из кинорежиссуры, продолжая, впрочем, писать сценарии, снимать для телевидения и ставить спектакли, а также активно начал заниматься литературой -- написал две книги о своей жизни и принципах творчества, а также несколько романов.
В 2004 году закончились отношения и с театром -- Бергман переехал из Стокгольма в уединенный дом в селении Форе на шведском острове Готланд в Балтийском море, где и прожил затворником до самой смерти.
В истории мировой культуры сложно найти равновеликую Бергману фигуру -- он был, вероятно, одним из самых значительных уроженцев Швеции, создателем собственного мира (и мифа), в котором даже его вполне легендарная личная жизнь (Бергман был женат пять раз, у него девять детей) становится произведением искусства, причем произведением вполне драматическим.
Он был признан гениальным режиссером еще при жизни, и это признание не ограничивалось фестивальными наградами, хотя и их до того момента, как Бергман перестал участвовать в конкурсах международных фестивалей как режиссер, было предостаточно: картины Бергмана отмечались призами всех основных мировых киносмотров и получили в общей сложности семь «Оскаров», в том числе трижды объявлялись лучшими иноязычными картинами. Признание это вообще выходило за привычные в кинематографе рамки: в 1960 году жюри Каннского фестиваля приняло до сих пор беспрецедентное решение и признало, что представленный в конкурсе фильм «Девичий источник» «в силу своих исключительных художественных достоинств выше всяких фестивальных оценок».
Отдел культуры