|
|
N°5, 15 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Запорожец» притормозили
Приватизация АвтоЗАЗа откладывается
Конкурс по продаже госпакета акций Запорожского автозавода (АвтоЗАЗ, Украина) может вновь не состояться. Вчера хозяйственный суд Киева решил приостановить торги. Не исключено, что к такому средству давления на украинские власти прибег АвтоВАЗ. Он опасается потерять свою долю на местном рынке по итогам спецрасследования, которое проводит межведомственная комиссия правительства Украины в отношении импорта новых российских автомобилей с объемом двигателя от одного до полутора литров.
О решении Киевского суда со ссылкой на пресс-службу фонда госимущества (ФГИ) Украины сообщил вчера Интерфакс. По его данным, истцом по делу выступила одна из структур АвтоВАЗа. Получить комментарий относительно этой информации на самом предприятии газете «Время новостей» вчера не удалось. Ничего не известно и о требованиях истца. Интерфакс сообщил лишь, что свое решение Киевский суд вынес в качестве меры обеспечения до рассмотрения дела по существу. Поскольку ответчиком по делу выступает украинское правительство, формально конкурс по продаже принадлежащих государству 81,6% акций АвтоЗАЗа еще не приостановлен. Как говорят в пресс-службе ФГИ, пока фонд не получил от правительства соответствующего распоряжения.
Напомним, что в августе торги акциями АвтоЗАЗа не состоялись из-за отсутствия заявок. В ходе нынешнего конкурса претендентом стал крупнейший дилер АвтоЗАЗа и один из крупных импортеров его автомобилей -- компания «Укравто». А в минувшую пятницу межведомственная комиссия правительства Украины объявила о начале спецрасследования в отношении импорта новых российских автомобилей с объемом двигателя от одного до полутора литров. Под эти параметры попадает малолитражка «Ока», а также почти весь модельный ряд АвтоВАЗа -- от «классики» до переднеприводных автомобилей. Основной удар, по-видимому, направлен именно на АвтоВАЗ, который контролирует более 50% украинского рынка новых автомобилей.
Однако на Украине отрицают связь между началом спецрасследования и приватизацией АвтоЗАЗа. Здесь склонны объяснять атаку на продукцию российского автопрома торговой войной между двумя странами, начавшейся в прошлом году с введением квот на поставки в Россию стальных труб и антидемпинговой пошлины на импорт украинской карамели. «После того как россияне ограничили украинский экспорт, мотивируя этот шаг защитой своего производителя, -- сказал газете "Время новостей" экс-министр экономики, депутат Верховной рады Виктор Суслов, -- Киев делает попытку восстановить утраченный статус-кво, ужесточив контроль над рынком сбыта новых автомобилей».
Высокая цена автомобилей АвтоЗАЗа не позволяет им конкурировать с российскими машинами. Однако россияне здесь ни при чем: такая ситуация сложилась из-за политики корейских партнеров предприятия по СП «АвтоЗАЗ--Daewoo». Хотя СП освобождено от уплаты акцизов, НДС, налогов на прибыль и землю, наладить на нем полноценное производство автомобилей так и не удалось. Все модели завозились на Украину фактически в готовом виде.
«Переговоры с западными партнерами предприятия не прекращаются, -- заявил газете "Время новостей" пресс-секретарь АвтоЗАЗа Олег Косенко. -- Предварительные договоренности ранее достигнуты с Opel, контролируемым корпорацией General Motors. Владельцем корейской части украинского СП станет корпорация, выкупившая активы основного предприятия в Корее. Скорее всего это будет GM».
Жесткие запретительные меры на ввоз подержанных автомобилей (на этот сектор рынка приходится больше трех четвертей покупок авто) на Украине пока не предвидятся. В правительстве еще свеж в памяти скандал с ЕС: выполнив условия Daewoo при создании СП и введя запретительные пошлины на ввоз подержанных машин, Украина чуть не поставила себя под удар -- западные страны грозили ей ответными санкциями.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев