Правительство в рамках административной реформы не оставляет надежд ввести в единые рамки практику оказания государственных услуг населению и компаниям. В Белом доме не могут смириться с тем, что органы государственной власти вдобавок к исправно взимаемым пошлинам и штрафам, прописанным в Налоговом кодексе, могут по своему усмотрению брать деньги за те или иные услуги. Эти сборы, являющиеся питательной средой для коррупции, определяются ведомственными инструкциями, законодательно такая самодеятельность никак не регулируется. При этом ежегодный объем платных государственных услуг, по данным Министерства экономического развития и торговли, только на федеральном уровне оценивается в 1,5 трлн рублей.
В минувшую пятницу вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин заявил, что кабинет министров планирует сократить на треть перечень платных госуслуг. По его словам, меры по их оптимизации были одобрены в тот же день на заседании правительственной комиссии по проведению административной реформы.
В сентябре в Налоговый кодекс предполагается внести поправки, предусматривающие включение в этот документ перечня платных госуслуг. За те услуги, которые не попадут в список, государственным органам будет запрещено взимать плату. Сейчас, по словам вице-премьера, «завершается работа по оптимизации перечня государственно значимых услуг, осуществляемых на платной основе. В перечне останутся только те услуги, взимание платы за которые имеет правовое основание", -- подчеркнул г-н Нарышкин.
Между тем скептики сомневаются, что чиновники быстро сдадутся на милость перечню платных госуслуг. Давно известно, что изобретательности многих из них в деле использования служебного положения в личных целях нет границ. Один из способов -- брать деньги за сверхускорение процесса выдачи документов или обслуживание вне очереди.
Есть также опасения, что после вступления в действие перечня государственных услуг (ранее правительственные чиновники говорили, что это может произойти с 1 января 2008 года) цена на некоторые из них существенно поднимется. «Платные услуги должны быть необременительны для граждан, но в то же время оправданны с точки зрения целесообразности», -- говорил, например, на мартовской конференции «Административная реформа: результаты и перспективы» директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров. Он не скрывал, что, возможно, подорожают некоторые услуги, оказываемые юридическим лицам. К примеру, может возрасти плата за рассмотрение ходатайства на приобретение или продажу активов, которое подается в Федеральную антимонопольную службу. Сейчас она составляет 10 тыс. руб., но чиновники предлагают в соответствии с международным опытом установить в качестве платы за такую госуслугу процент от суммы сделки.
Кроме того, в пятницу комиссия по проведению административной реформы одобрила проект положения о многофункциональных центрах оказания государственных и муниципальных услуг. Госуслуги в этих центрах будут оказываться по принципу «одного окна», что, как показывает накопившийся в ряде регионов опыт, позволяет гражданам не только существенно сократить время получения различных справок и документов, но и сберечь нервы. По словам г-на Нарышкина, в этом году должно быть создано 19 таких центров, в том числе в Липецкой, Тульской и Омской областях. В ближайшие три года, как говорил г-н Нарышкин во время апрельской поездки в Казань на заседание Госсовета, в России предполагается создать не менее ста многофункциональных центров. Тогда вице-премьер Нарышкин назвал их своеобразными «супермаркетами» госуслуг, где если и есть очередь, то электронная, а оплата услуг -- фиксированная.