Время новостей
     N°134, 31 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2007
Ни дня без нового солиста
Московская филармония обнародовала планы
Новый филармонический сезон 2007/08 станет еще насыщеннее предыдущего: 150 абонементов против 130 в прошлом. Плюс новая концертная площадка, о появлении которой сотрудники филармонии говорят с горящими глазами, но пока что категорически отказываются раскрывать подробности. Известно только, что это будет постоянный камерный зал, предназначенный для «экспертных» программ современной музыки, камерных коллективов, молодых солистов. Новый зал на 100 мест с очень хорошей, как обещают, акустикой откроется 1 октября.

А пока филармония начинает акустическую реконструкцию зала Чайковского (программа по изменению геометрии и установке съемных щитовых конструкций рассчитана на два года). И распланировала абонементное расписание в девяти московских залах, причем отмечает, что расширились не только количество предложений и спрос, но и аудитория и социальный состав абонементодержателей (за счет очень заметного увеличения спроса на дорогие абонементы). Одновременно абонементная система остается, по словам директора филармонии Алексея Шалашова, единственной системой «социальных гарантий», то есть возможности покупать все больше и больше дорожающую музыкально-классическую продукцию по доступным ценам. Мечта филармонии -- чтобы практически весь корпус концертных предложений сезона продавался в абонементах, оставляя в билетах лишь самую небольшую часть (всего уже 32 тыс. абонементов были раскуплены в самом начале продаж против 45 тыс. в прошлом сезоне -- на момент завершения).

Так что напрашивавшаяся тенденция к уменьшению количества абонементов (еще пару лет назад их корпус казался архаически распухшим) как-то незаметно и быстро превратилась в совершенно противоположный тренд. И теперь филармония занимается не сокращениями, а реструктуризацией предложений. И, как показывает практика, делает это не только изобретательно, но и гибко, на ходу корректируя собственные, даже новаторские, решения.

Например, одной из ударных идей обновления ассортимента два года назад стала опера semi-staged, полуконцертная версия постановки в обрамлении режиссерской концепции и минималистического (предполагалось -- технически современного) декора. На практике идея быстро начала буксовать по разным причинам (недостатка идей, средств, технологий). И вот наконец после представления «Четыре девушки» Дебюсси с Геннадием Рождественским за пультом в прошлом сезоне филармонический менеджмент принял решение осуществлять подобные проекты исключительно в том случае, если их уровень уже на стадии замысла не будет подобен тому же. Иначе финансовые вложения оказываются несопоставимы с художественным эффектом. «Простое» (а особенно хорошее) концертное исполнение в любом случае успешнее и с творческой, и с коммерческой точки зрения.

В новом сезоне в концертном исполнении дадут оперы «Мазепа» (капелла Полянского), «Богема» (с Теодором Курентзисом) и три названия в «оперном» абонементе (в том числе рахманиновские «Алеко» и «Франческа да Римини» с Плетневым и Лейферкусом).

Сформулированная концепция концертного сезона -- максимально широкий репертуар и максимально развернутый исполнительский спектр. Общие слова, конкретный смысл которых -- изменение количественно-качественных отношений с помощью постепенного обновления менеджерских моделей.

В сухом остатке абонементных предложений -- 45 оркестров (все ведущие московские, Мариинка, Амстердамский барочный оркестр, Венецианский барочный оркестр и др.), 85 дирижеров (например, Иржи Белоглавек, Александр Лазарев, Кшиштоф Пендерецкий, Геннадий Рождественский, Василий Синайский, Юрий Темирканов), 28 ансамблей (из гастролеров -- ансамбль виолончелей Берлинской филармонии), 38 камерных коллективов и 363 (практически как дней в году!) солиста. И будет еще больше. Яркие имена -- Маурицио Поллини, Анна-Софи Муттер, Виктория Муллова, Барри Дуглас, Марио Брунелло, Томас Цейтмайер, Барбара Фриттоли, Анна Нетребко. Еще -- осмысленные, сделанные по новым рецептам детские абонементы, фестивали (главный -- юбилейный фестиваль Щедрина наполовину из премьер и с участием Гергиева, Федосеева, Плетнева).

Такой список сложно сравнить с каким-нибудь лондонским, например, расписанием, но для Москвы сама идея постепенного входа в мировое концертное пространство -- это задача головоломной сложности даже идеологически, а тем более технологически.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка