Политическим диссидентам из России, живущим в Британии, следует давать «подписку о приемлемом поведении» и оплачивать услуги полиции по обеспечению их личной безопасности. С таким неожиданным заявлением выступил в среду в Вестминстере депутат-консерватор Марк Причард, который является председателем межпартийной лоббистской группы по России в британском парламенте. Он выступил весьма явным и неожиданным для лейбористского правительства лоббистом позиции российских властей.
Предложение прозвучало в рамках дебатов на тему «Отношения Великобритании и России», посвященных
дипломатическому кризису между Лондоном и Москвой из-за скандального «дела Литвиненко». Г-н Причард сказал, что политические диссиденты, которым в Великобритании предоставлено убежище, должны взять на себя специальные «обязательства о приемлемом поведении», чтобы не подвергать британскую общественность угрозе безопасности со стороны других стран. «Если, например, мы можем позволить себе брать с хулиганов обязательство не пачкать стены зданий различными граффити, почему мы не можем требовать от политических диссидентов вести себя прилично? -- спросил депутат. -- С моей точки зрения, совершенно недопустимо, что определенные политические диссиденты, которые пользуются нашим гостеприимством, призывают к насильственному свержению демократически избранного правительства в России».
Нетрудно догадаться, что речь в этом пассаже шла о Борисе Березовском. «Российское правительство было демократически избрано, и это абсолютно неверно ставить президента Путина в положение, когда он вынужден слышать, как кто-то призывает из Лондона к его насильственному свержению», -- заметил г-н Причард.
Депутат также потребовал от правительства разъяснений по поводу заявления министра иностранных дел Дэвида Милибэнда об «обеспечении безопасности политических диссидентов». «Кто платит за безопасность тех, чья жизнь под угрозой? -- спросил г-н Причард. -- Британские налогоплательщики или сами охраняемые? Моих избирателей в Шропшире больше интересовала бы защита их улиц от грабителей. Было бы удивительно, если бы Скотланд-Ярд осуществлял такую защиту за счет налогоплательщиков».
Марк Причард также выразил удивление по поводу того, что британское правительство добивается экстрадиции Андрея Лугового, прекрасно зная, что российская Конституция запрещает подобные действия. «Легко сказать: измените Конституцию! -- заявил депутат. -- А может ли она быть изменена? Насколько это просто? Для изменения Конституции требуются два голосования в российском парламенте и общенациональный референдум... Даже если бы сам Путин захотел экстрадировать Лугового, он бы не смог этого сделать».
Вместе с тем, совершенно в духе заявлений российских чиновников, депутат напомнил своим коллегам, что Британия получила от России 21 запрос об экстрадиции и не удовлетворила ни одного из них. Правда, специально уточнил, что не берет в расчет случай чеченского эмиссара Ахмеда Закаева.
У г-на Причарда нашлось и предложение по разрешению проблемы привлечения к ответственности Лугового. По его мнению, необходимо было бы создать коллективный судебный орган, куда бы вошли судьи из России и Британии, а также независимый судья. В таком случае Луговой мог бы быть привлечен к суду как на российской, так и на британской территории.
Депутат также упомянул историю с якобы имевшей место в Лондоне попыткой покушения на Березовского. «Если кто-то был схвачен за руку при подобной попытке, -- сказал г-н Причард, -- то для меня большая загадка, почему он не был арестован? Если полиция знала, что некто собирается совершить покушение на жизнь русского диссидента, живущего в Лондоне, почему ему не было предъявлено обвинение? Почему этому человеку разрешили вернуться в Россию? Я нахожу противоречивым, что, с одной стороны, мы добиваемся экстрадиции гражданина России, а с другой -- освобождаем в Лондоне другого российского гражданина, который, по имеющимся у нас данным, замешан в попытке убийства».
Не все участники дебатов были согласны с Марком Причардом. Депутат-лейборист Крис Брайнт назвал выступление председателя лоббистской группы «одной из самых опасных речей, которые я слышал за время своей работы в парламенте». Он также заявил, что Россия «сползает к тоталитаризму», указав в этой связи на притеснения журналистов, оппозиционных политиков и нападения на религиозные меньшинства.
Советник по экономике, торговле и науке посольства Великобритании в Москве Эндрю Леви является одним из четырех дипломатов, которых Россия высылает из страны в ответ на выдворение сотрудников российской дипмиссии в Лондоне, пишет газета
THE MOSCOW TIMES со ссылкой на источники, близко знакомые с британским дипломатом.
Одним из направлений деятельности г-на Леви в России было налаживание взаимодействия между российскими правительственными чиновниками и британскими инвесторами. Кроме того, утверждают источники издания, он играл важную роль в улаживании трудностей, которые возникали у британских компаний во время работы на российском рынке.
В частности, он принимал активное участие в переговорах по продаже компанией Shell "Газпрому" своей доли в проекте "Сахалин-2". Эксперты, опрошенные изданием, "удивились" высылке такого высокопоставленного сотрудника, но не смогли прийти к единому мнению, как это обстоятельство повлияет на инвестиционный климат в России.
Ранее Россия и Великобритания заявили, что согласно международной практике они не будут называть имена и должности высылаемых дипломатов. Как и британская сторона, пообещавшая выслать четырех сотрудников дипмиссии РФ, российские власти намерены выдворить четырех дипломатов. Британцы должны покинуть Россию в воскресенье, 29 июля. Британский МИД и посольство Великобритании в РФ не комментируют сообщение о возможной высылке Эндрю Леви.