|
|
N°132, 27 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пенсионеры устали от суши
Японцы жаждут наказать правящую партию
Послезавтра в Японии пройдут выборы в верхнюю палату парламента, которые грозят правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) серьезным поражением. Многие местные политики и обозреватели сходятся в том, что оно будет ошеломляющим. Не исключено, что это событие станет первым шагом к образованию в Японии двухпартийной системы после почти полувекового политического господства ЛДП.
Выборы половины членов верхней палаты (121 депутат) проходят раз в три года: из них 73 избираются как одномандатники и 48 -- по пропорциональной системе. Правящему блоку ЛДП и партии «Новая Комэйто», чтобы сохранить большинство, нужно получить не менее 64 мест. Оппозиционным Демократической партии, Компартии, социал-демократам, дабы иметь возможность блокировать принятие неугодных решений, достаточно будет и 59 мест.
Японцы жаждут наказать ЛДП за неуклонное снижение уровня их жизни и все более откровенно проявляющееся неравенство в доходах. Общество, где доселе подавляющее большинство людей относило себя к среднему классу, крайне раздражено появлением «новых японцев», демонстративно сорящих деньгами и открыто заявляющих о готовности поддерживать свой статус нуворишей всеми средствами. С телеэкранов впервые с конца 1940-х годов старики жалуются, что им не хватает средств даже на еду -- дескать, «приходится перебиваться с суши на сашими». Такие случаи единичны, но они есть и о них заговорили. Наибольшее негодование в народе вызвало известие о том, что «куда-то подевались» 50 млн компьютерных пенсионных досье, в связи с чем многие пенсионеры получают меньше, чем должны.
Японцы, похоже, не желают более мириться с многовековой традицией, когда государственная власть печется о них взамен на послушание и доверие. В итоге старая система выборов забуксовала. Предвыборное «мягкое принуждение» людей с помощью всевозможных ассоциаций и промышленно-сельскохозяйственных кооперативов уже не дает результата. Тяжелое положение мелких и средних производителей усугубляется, и теперь они готовы отдать голоса даже за бейсбольных игроков. Возник знакомый россиянам феномен протестного голосования.
Самый молодой в послевоенной истории Японии премьер, 52-летний Синдзо Абэ, не смог завоевать популярность как раз у молодежи. Если общий уровень его поддержки составляет к началу выборов около 30%, то среди молодых избирателей он не выше 15%.
Абэ начал премьерскую карьеру в сентябре 2006 года. За это время ему пришлось сменить трех министров. Гэнъитиро Сата, занимавшийся административной реформой, ушел в декабре после выявления финансовых нарушений. Министр труда и благосостояния Хакуо Янагисава назвал женщин «машинами для деторождения», а министр обороны Фумио Кюма заявил, что атомная бомбардировка японских городов во время второй мировой войны была «неизбежна». Обоих премьер был вынужден отправить в отставку.
В мае министр сельского хозяйства Тосикацу Мацуока совершил самоубийство -- по некоторым сведениям, это произошло накануне его задержания прокуратурой за денежные махинации. Вскоре после этого его преемник Норихико Акаги попал под волну критики, когда выяснилось, что одна из его групп поддержки производила недопустимые расходы. Словосочетание «правительство Абэ» в массовом сознании стало прочно ассоциироваться с представлениями о безответственной политике и продажных высокопоставленных чиновниках.
Абэ преследуют неприятности с самого начала его премьерства, но стоит ли относить все это на счет его некомпетентности? Скорее говорить можно о том, что Абэ излишне мягок, что он не сумел окружить себя преданными и дисциплинированными соратниками. Недостает ему и оригинальности мышления. Лозунг «Построить новую Японию!» был бы хорош лет сорок назад, когда люди еще не привыкли к высокому уровню жизни. Над плакатами с этим призывом и изображением Абэ, всматривающегося в светлое будущее, втихую посмеивались: «Непонятно, чего он хочет».
Простые избиратели, видя, что жизнь не улучшается, надеются, что с обновлением парламента им полегчает. Главная оппозиционная сила -- Демпартия Японии (ДПЯ) рассматривает нынешние выборы как решающий бой. Ее лидер Итиро Одзава заявил, что уйдет в отставку и вообще из политики в случае проигрыша. ДПЯ развернула кампанию тотальной критики либерал-демократов, в которой просматриваются явные неувязки. Так, порицая Абэ за нежелание принимать необходимые для экономики, но крайне непопулярные решения о повышении налога на потребительские товары, демократы заверяют избирателей, что в случае победы сами они не тронут налоговую систему. Натяжки просматриваются и в их обещаниях «вернуть все деньги» ущемленным пенсионерам в течение одного года.
Такая популистская тактика может сыграть с ДПЯ злую шутку -- у ее кандидатов, да и в целом у оппозиции нет реального опыта управления страной и нужных для этого структурно-бюрократических механизмов. Не исключено повторение ситуации 1993 года, когда с поражением ЛДП правящей стала Соцпартия. Но всплеск общественного недовольства оказался поверхностным, и ЛДП вернулась к власти менее чем через год. Сейчас протест «низов» более обоснован, хотя остается таким же неорганизованным. Поэтому после поражения ЛДП вполне вероятна смена настроений, тем более что оппозиция окажется в неизбежной растерянности от свалившейся на нее ответственности. В Японии политики всегда были нужны для посредничества с чиновниками, а члены ЛДП всегда имели к ним хороший доступ. В ходе избирательных кампаний большинство кандидатов от ЛДП подчеркивают наличие таких связей, которые могут обеспечить финансирование проектов, угодных избирателям.
Премьер и лидер ЛДП в одном лице теоретически обладает огромной властью, но на деле его полномочия ограничиваются возможностью роспуска нижней палаты парламента. Если же он попытается сделать большее, то его соперники из ЛДП совместно с оппозицией почти наверняка объединятся для его свержения, как это было в 1974 году с «преобразователем Японских островов» Какуэем Танакой. Премьер Абэ вовсе не «революционер» такого толка и даже не «великий актер» типа его предшественника Дзюнъитиро Коидзуми. В верхушке ЛДП уже созрело мнение о необходимости отставки Абэ в случае провального поражения. Если Абэ станет упорствовать и останется в кресле премьера, это может привести к расколу внутри ЛДП, выходу из правящей коалиции партии «Новая Комэйто» и к вотуму недоверия от ДПЯ.
Проблема в том, что на пост премьера сейчас нет явного претендента. Глава МИДа Таро Асо не скрывает желания возглавить правительство, но для этого ему не хватает сил собственной фракции. В ней всего 15 членов, а должно быть не менее 20, да и позиции в партии у Асо слабые. В последнее время в штабе ЛДП стали поговаривать о возможном выдвижении в премьеры Ясуо Фукуды, генсека правительства Коидзуми, и даже о возвращении на «японский Олимп» самого Коидзуми. Верными Абэ остались лишь его немногочисленные истинные соратники. Так, генсек правительства Ясухиса Сиодзаки заявляет, что «выборы в верхнюю палату -- это не выборы министров». Ему вторит председатель комитета ЛДП по исследованию политики Сеити Накагава: «Нынешние выборы не связаны с избранием нового премьера».
Сам Абэ пока не выказывает намерений оставлять свой пост: «Встречный ветер не собьет меня с пути». Но в любом случае после выборов в действие вступят законы простой арифметики. Если ЛДП наберет до 40 мест, отставка Абэ практически всем японским политологам представляется неизбежной. Если до 44 мест, то правительство окажется фактически недееспособным, поскольку законопроекты, принятые нижней палатой, где у ЛДП сохраняется большинство, не утвердит верхняя. Получив более 45 голосов, ЛДП сможет обеспечить шаткое равновесие. Но тогда Абэ почти наверняка придется отдать оппозиции кресло спикера верхней палаты и провести серьезные перестановки в кабинете -- и это все равно не сможет гарантировать стабильности внутренней и внешней политики Японии.
Андрей ФЕСЮН, шеф-корреспондент представительства РИА Новости в Токио, -- для «Времени новостей»