|
|
N°131, 26 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
СУЭК пробралась в Китай на поезде
Пока создание совместного предприятия «Газпрома» и СУЭК застряло на стадии обсуждения сторонами сделки ее условий, угольная компания совершила важный шаг в своем бизнесе. СУЭК вчера сообщила об отгрузке первой пробной партии угля в Китай железнодорожным путем. При этом компания договорилась со своим клиентом -- государственной корпорацией China Datang Corp. о начале долгосрочных поставок угля в Китай по железной дороге через транзитный переход Забайкальск--Маньчжурия. До сих пор СУЭК экспортировала топливо в Китай только через порт Восточный, что значительно увеличивало стоимость сырья.
Как говорится в пресс-релизе СУЭК, вчера была отправлена первая пробная партия топлива в объеме 1 тыс. тонн с Тугнуйского разреза в Бурятии. В компании пояснили, что всего в течение года по этому маршруту будет отправлено порядка 500 тыс. тонн угля. «Это не очень большой объем, но в дальнейшем, мы надеемся, поставки будут увеличиваться значительными темпами, -- отметил представитель СУЭК. -- Тем более что China Datang -- одна из крупнейших в Китае энергетических компаний». Правда, цену вопроса, равно как и сроки действия контрактов, в компании пока не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну.
Китайский топливно-энергетический рынок считается одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся в мире. Комментируя планы создания СП с «Газпромом», один из топ-менеджеров СУЭК в беседе с корреспондентом «Времени новостей» говорил, что не опасается того, что угольная компания из самостоятельного бизнеса превратится в «сырьевой придаток» газового монополиста, вернее, его проектов в электроэнергетике. Перспективу развития бизнеса собеседник газеты видел именно в потребностях китайского рынка, уверяя, что СУЭК сможет добыть угля столько, сколько можно будет продать.
Впрочем, СУЭК уже давно пытается закрепиться на китайском рынке. До сегодняшнего дня компании удавалось добиться лишь небольших краткосрочных контрактов, при которых общий объем отгрузки был ниже 500 тыс. тонн, что составляет примерно 1,5% от общего экспорта СУЭК. Это объясняется как закрытостью самого рынка, где каждая сделка требует серьезных согласований (переговоры с China Datang Corp. шли около года), так и отсутствием свободных транспортных мощностей. Сейчас погрузочные мощности порта Восточный составляют порядка 10 млн тонн. Имеющиеся возможности СУЭК использовала в основном для отгрузки угля в Японию и Корею. Новый же маршрут позволит значительно нарастить объемы поставок именно на китайском направлении. Кроме того, сейчас компания прорабатывает строительство собственного отгрузочного терминала в районе Хабаровска мощностью 12 млн тонн сырья.
В компании подчеркивают, что поставки по железной дороге являются более конкурентными, так как позволяют значительным образом снизить расходы на железнодорожные перевозки как по России, так и по внутренним регионам Китая, а также фактически отказаться от затрат на фрахт. «Реализация этого проекта открывает для нас северо-восточный рынок Китая, а также позволяет усилить позиции на юге страны. Китайская сторона также получает дополнительные преимущества за счет снижения налогов на импорт угля», -- говорит руководитель филиала SUEK AG в Тайбэе Алексей Попов, комментируя начало транспортировки угля в Китай по железной дороге.
Кроме того, как рассказал представитель компании, сейчас СУЭК ведет переговоры с другими китайскими энергетическими компаниями. Так что в случае если логистика нового маршрута окажется удачной, он будет использоваться под новые контракты.
Анна ГОРШКОВА, Иван ГОРДЕЕВ